Екатерина Осмолкина

Катя родилась в Кишиневе. В детстве ходила на всевозможные кружки, и в частности, на хореографию. Педагог, который сам был выпускником Ленинградского хореографического училища, посоветовал показать ее в Ленинграде. Так получилось, про приехав к бабушке в гости, Катя поступила в хореографическое училище в класс к Лебедевой Г.С. Первый год было очень тяжело, приходилось жить в интернате. Спустя пару лет класс Лебедевой взяла И. Трофимова, которая, как говорит сама Катя, заложила хорошую, классическую базу. Выпускные классы вела профессор И.Зубковская. Катя вспоминает, какая хоршая была атмосфера в классе, когда педагог задействовала в выступлениях весь класс, не делая ставку на одну-две ученицы. Помнит, как тяжело было девушкам в параллельном классе, где была жесткая конкуренция. Зубковская была хорошим педагогом, которая развивала в своих ученицах музыкальность, учила любить танец, уметь наслаждаться им. Как призналась Катя, привыкшая по ученически старательно выполнять движения, советы педагога тогда ей очень помогли.

Кто-то из слушателей задал вопрос:"вы помните, как в первый раз вы посмотрели балет, каковы были ваши впечатления?". Катя засмеялась, сказав, что это была "Жизель", и что она очень испугалась крестов и прочей "могильной тематики". "Наверно для меня тогда еще было рано". "Не скажу, что я бредила балетом, хотела стать балериной, нет. Любить стала, наверно,как и многие дети, когда впервые вышла на сцену, когда поняла ради чего происходит каждодневный выматывающий труд на уроке".

"А кто из ваших однокурсников сейчас танцует в театре?". Задумавшись, Катя ответила, что пожалуй, из девушек известной стала только она. Выпукалась вместе с Димой Симеоновым, Артемом Шпилевским, Антоном Луковкиным (к сожалению сейчас они ушли из Мариинского театра).

Как и все, по окончании училища была зачислена в кордебадет Мариинского театра. Прозвучал интересный вопрос - "Балетные артисты часто говорят, что во время обучения в академии, мечтали поступить в Мариинский. А были ли у вас более "глобальные" мечты, типа "стать звездой мирового балета"?.. "Нет, наверно все таки ученики четают только о поступлении в театр, для нас подобные цели о мировой славе не стояли".

Прозвучало много вопросов про "кордебалетный " период. Нужно ли артисту пройти через корду, не считает ли она это время потраченным?. на что Катя ответила что наоборот, этот опыт очень ценен. Стоя в кордебалете лучше понимаешь сцену, учишься взаимодействию с партнерами, да и просто учишь партии. "Когда я вышла танцевать сольные партии, к тому времени я их прекрасно знала, т.к. стоя в кордебалете учила их "глазами".

Первую сольную партию Катя получила в свой 4й сезон в театре, что она сама считает, поздновато. Дебют состоялся в патрии Гамзатти с Фарухом Рузиматовым. Катя вспоминала, что очень очень волновалась тогда, и что впоследствии она переосмыслила партию, стала танцевать ее по другому. Уже по окончании встречи, отвечая на вопрос "не хотелось ли вам станцевать Никию?" ответила :"Да, конечно. Никия мне ближе, чем Гамзатти. не понимаю, почему во мне увидели Гамзатти, до сих пор не могу станцевать эту партию как хотела бы.

Что еще люблю танцевать - Жизель, Джульетту. Вообще спектакли с сюжетом. Много говорила Катя о партии Жизели, какой это эмоционально, актерски сложный балет. Идеально исполненная роль равносильна и в первом и втором актах. Добавила, что обычно у артисток бывает лучше какой то один акт - у кого-то удается первый, кому-то ближе второй. Вообщем о партии она говорила так:"Тут не надо ничего выдумывать. Люди самы выдумывают себе сложности. Надо быть проще а не выдумывать себе истории". Т.е от себя я могу добавить что тут Катя полностью согласна с традиционной трактовкой роли.

Красной нитью прошли вопросы о том, как Катя получала роли. Как часто бывает в театре, кто-то заболел, не смог, не успел, и Кате поручали те или иные партии. Как она призналась, часто бывало, что внеплановые спектакли "по замене" были даже лучше, чем запланированные. были совсем "невеселые" вводы, например в Форсайте. "Изначально я не планировалась, но пришлось выучивать по кассете для лондонских гастролей. Было очень сложно, просто плакала, ничего не понимала, просто чудом станцевала. Тогда все были очень загруженными, даже некому было мне порядок показать "живьем"."

"Как вы настраиваетесь на спектакль? Приходите ли вы рано, или наоборот, расскажите пожалуйста?" Катя очень эмоционально ответила, приходить рано она не любит, рассчитывает время так, чтобы не простаивать, иначе сложно справиться с нервами. "я нервничаю, стоя в кулисах, но как только выхожу на сцену, все волнение пропадает!!"

"Помогают ли вам патрнеры, с кем вам удобнее танцевать?" было много таких вопросов, главное, что я поняла с Катиных слов было то, что артисты помогают друг другу, особенно, если это первое выступление - подбадривают, подсказывают, а решать свои проблемы на сцене не в их интересах."Это просто непрофессионально".

Вернувшись к обсуждению расширения репертуара, Катя высказала мысль, что ее новые партии не шли ей в руки просто так, все были выстраданы, всех она ждала долгое время. так, последняя ее премьера - партия Джульетты была дана ей спустя год. Помогло "ударное"выступление в недавних московских гастролях Мариинки, где Катя выходила на сцену каждый день, и о ней говорили как о событии этих гастролей. "Может быть так и надо, потрудиться, и когда уже танцуешь, то все происходит по другому,когда ты знаешь, что так получил бы роль - это одно, а когда ты за нее так отчаяно борешься, то о эффект сильнее". Многие в зале согласились с ней.

Про травмы, и прочая. Был вопрос, не считает ли она, что балет приравнен к спорту больших достижений, и что человек, находясь на таком уровне получает травмы, это неизбежно. "Если следить, делать нужные упражнения, беречь свое тело, что ничего страшного не будет. Катя призналась, что получив травму, стала относиться к себе бережнее, не усердствовать."Такое понимание приходит только с опытом. Раньше я была дурочка, не знала, как себя беречь, но раз столкнувшись с этим, уже начинаешь задумываться."

был задан профессиональный вопрос про туфли. Поскольку многим наверно будет интересно, вкраце изложу. Не стоит говорить, как важно для балерины правильно подобранная обувь. Можно сказать, что половина успеха. К сожалению, из-за неподходящей балетной обуви Катюшу частенько преследовали неприятности на сцене, часто падала. Говорит "даже плакала от обиды, ведь зритель думает, что это и-за меня, а просто туфли скользкие, невозможно устоять". "Сейчас многие в театре перешли на американские пластиковые туфли (Gainor Minden) они не скользкие, тихие - что например, очень важно в Жизели, прыгучие. Дай Бог, чтобы "период падений" ушел в прошлое и не возвращался.

Какие вводы планируются в ближайшее время? Ближайшее плановое выступление намечено на 27 октября, в Легенде о Любви, в партии Мехмене будет дебютировать Диана Вишнева. Из открытого будущего - Лебединое, но у самой Кати есть сомнения на счет этого балета. Видимо у нее есть свое понимание роли и своих возможностей. Что бы хотелось танцевать. Катя смущенно улыбнулась, и сказала - "очень хочу станцевать Кармен Ролана Пети".

Время, отведенное на встречу пролетело незаметно, по окончании благодарные зрители дарили Кате цветы, просили автографы, говорили комплименты. Катя, улыбаясь, благодарила, сказав что очень тронута вниманием, что это ее первая творческая встреча.

 

Октябрь 2007г.
Spectre. Специально для проекта balletrf


Поделитесь новостью с друзьями:


Система комментирования SigComments