Денис Владимирович Медведев

У балета «Ромео и Джульетта», поставленного в Большом театре Р.Поклитару и Д.Донелланом, весьма непростая судьба. Критика, достаточно прохладно встретившая спектакль, тем не менее оценила некоторые актерские работы в нем, в частности, Тибальда в исполнении Дениса Медведева. «Кто сказал, что Тибальд должен быть огромного роста, накаченным? Он мог бы быть таким, каким выхожу на сцену я – «лощеным», эмоциональным и… совершенно непредсказуемым!» - считает Денис. «Непредсказуемым» можно назвать Медведева и в любой его партии – никогда не знаешь, чем он удивит на этот раз: то ли блестящей техникой, то ли темпераментом и морем обаяния.

О профессии, о творчестве, о жизни и просто о том, что любит, а что в корне не приемлет наш герой мы беседуем с первым солистом Большого театра Денисом Медведевым.

Денис, ты в детстве хотел быть гонщиком. Сегодня ты увлекаешься восточными единоборствами. Как это соотносится с классическим танцем?

Что касается гонщика – действительно я хотел им быть, и сейчас езжу на автомобиле, но уже за несколько лет понял, что особо не разгонишься-то здесь у нас…

А вообще ты азартный человек, рисковый?

Я человек рисковый, но не азартный. Для меня азарт – это обычно сочетание каких-то игр, в которых я практически никогда не участвую, а вот что касается риска – иногда можно рискнуть, чтобы потом выпить шампанское (смеется)…

Приходилось рисковать по-настоящему – в жизни или на сцене?

Риск в жизни? Было пару ситуаций, достаточно рискованных… Я не знаю, как это объяснить – хорошим поступком или плохим, я об этом не задумывался, - лежащему льву в пасть я свою голову пытался засунуть…

Зачем?!

Я даже не задавался этим вопросом, просто меня из зала пригласил человек, совершенно случайно, он любого вызывал, в итоге взял меня за руку и вывел. У меня было такое чувство, будто я с этими львами уже несколько лет знаком и делаю это не в первый раз. Я это совершил не для того, чтобы что-то показать… Просто это был я. Я такой человек: я пошел и я сделал.

Что касается восточных единоборств, «Школы змеи»… Вообще и искусство балета, и искусство единоборств – все это связано, и восточные единоборства – это такая энергетическая, духовная школа, где учат не просто постоять за себя, а помимо этого владеть своими эмоциями, управлять своим телом, что-то открыть в себе новое. Сначала я увлекся философией, познанием внутреннего духовного мира, но захотелось чего-то большего... Я вообще всегда стремлюсь узнать что-то новое, правда не всегда мне хватает на все времени, основное – профессия – забирает очень много физических сил, эмоций и нервов, иногда трудно совладать с собой, со своей депрессией, потому что не всегда получается в спокойной обстановке работать.

Известная история о том, как тебя перед самым выпуском чуть не исключили из хореографического училища. Что тогда помогло выстоять, поверить в себя?

Во-первых, помогли вера в себя, в свои возможности, стремление идти к своей цели до конца, несмотря ни на что, через любые препятствия достигать поставленных задач. Я человек внутренне очень целеустремленный. Конечно, когда это все произошло в училище, это был шок для меня, - я был ребенок, который не ожидал того, что могло произойти и не представлял свою жизнь дальше без этой профессии! Конечно, это было очень тяжело, и слезы были, и переживания родителей, но когда я перешел к другому педагогу – Петру Ефимовичу Корогодскому – он мне очень помог. Он сказал: «Ничего, ребята. Сейчас два пируэта делаете и падаете, но я научу вас». Я ему ответил: «Знаете, я докажу, что я могу сделать больше, мне просто нужно время и, пожалуйста, помогите» - «Давайте, давайте, работайте!» И постепенно я начал вылезать из этой дыры и наращивать свои технические возможности, опять же благодаря педагогу.

Что важнее для балета – талант, данный свыше, или труд, целеустремленность, возможность наработать то, чего нет?

Знаешь, удивительный парадокс: иногда людям дано от Бога все – данные, потрясающая фигура, сценическое обаяние, но они настолько ленивы, что ни один педагог не может заставить их работать. Они думают, что им в любом случае все дадут, потому что они хороши собой. Но я считаю, что каждому свое. Понимаешь, я привык всего добиваться в жизни сам и вылепил себя благодаря педагогам и нашему совместному труду.

Бывает наоборот, когда у человека есть внутренний талант, но тело его не приспособлено совершать какие-то сложные вещи, вообще склонность идет к характерному или к современному танцу, и в них он себя выражает, быть может, гораздо ярче, чем в классике. Просто эти артисты своим упорством стараются доказать на сцене, что они не хуже других. У некоторых это действительно получается, кто-то не выдерживает и вообще уходит из профессии - люди ломаются, психологически ломаются. Здесь просто нужно желание, потому что на самом деле, имея все данные и не имея желания, добиться чего-либо в нашей профессии очень трудно. Постоянно быть в форме – это состояние нормы для требовательного артиста.

Реально одним трудом и упорством добиться результата?

Я думаю, что реально, несмотря ни на какие современные способы достижения цели – я имею в виду финансовые стороны и т.д., «тыльные» прикрытия сверху. Я считаю, что все равно есть зритель, есть труппа, которые всегда оценят тебя по достоинству, и либо они тебя принимают, либо нет.

Ты думаешь, оценка зрителя всегда бывает адекватной, правильной, или все-таки зритель может ошибаться, вводимый в заблуждение, например, теми же клакерами?

Все-таки зрителя не обманешь. Есть люди – дай Бог им здоровья – которые видели прежнее поколение и по сей день ходят на молодых смотреть и нас очень поддерживают. Конечно, иногда приходят люди в театр поесть, в буфете посидеть, поговорить по мобильному телефону, и непонятно, зачем они вообще пришли на представление, - дабы сказать «я был в Большом»? Сидят с постными физиономиями, смотрят спектакль… Да, неприятно. Но ты знаешь, что выполняешь свой долг, что несешь людям искусство, отдаешь им свою энергию, и хотелось бы получить от зрителя должную реакцию.

Можно ли сказать, что раньше было легче работать в том плане, что зритель был искреннее, отзывчивее, качественно другой?

Я согласен, что публика меняется. Но что интересно, - когда ездишь по городам России или за рубеж, там иногда встречается такая публика, которая тебя просто шокирует своим приветствием, своими теплотой и дружелюбием - это редко можно встретить. Есть такие люди, которые тебя ждут всегда и всегда тебя отблагодарят: и цветы подарят, и придут поговорят, и в гости пригласят.

Готовясь к интервью, я внезапно вспомнила о такой чудесной детской книжке В.Драгунского – «Денискины рассказы». Признаться, натолкнуло меня на это ее «говорящее» заглавие. Мне пришло на ум предложить моему собеседнику «творческое» задание – пофантазировать, подобно герою книги, на тему «что я люблю…», «…и чего не люблю»! Денис охотно включился в эту игру, и вот что получилось.

Я люблю…

…все то, что радует эмоционально: хорошая погода, солнце на дворе – уже настроение хорошее; приятное какое-то слово;

…люблю, когда получается на сцене то, чего ты хочешь сам. Это бывает не часто, просто порой все совпадает в этот день: и замечательная публика, и отлично играет оркестр, и у тебя получаются все элементы - и ты становишься такой счастливый, наполняешься таким количеством эмоций, энергии, что на несколько дней хватает, и все спрашивают: «что с тобой? Влюбился, что ли?»… Конечно, и влюбляюсь, и прекрасно отношусь к противоположному полу, замечательно, это, наверное, вообще основное, не знаю… (смеется);

…люблю очень сладкое (смеется), вот такой сладкоежка… Я знаю, что это вредно, в детстве вообще страдал диатезом… Сейчас – тьфу-тьфу-тьфу, ем все, кроме меда: единственное, чего я не ем – это мед, хоть и фамилия Медведев (смеется), а так мороженое, пирожное – это я обожаю. Могу прийти в буфет, семь пирожных залепить перед репетицией, меня спросят «ты что, с ума сошел?!» - а я говорю: «знаете, а мне это помогает прыгать!» - и иду на репетицию совершенно счастливый и довольный;

…люблю веселые компании, но люблю иногда и уединение, вообще полное затишье на неделю: побыть в себе, пойти на единоборства, там проявить себя по-максимуму, выпустить накопившийся пар и вернуться опять к работе;

…люблю, когда руководство к тебе хорошо относится и когда дают тебе творчески расти и действительно понимают то, что ты делаешь и насколько это непросто. Когда тебя чем-то поощряют, будь то гастроли или интересные новые предложения;

Я не люблю…

…я не люблю, когда мне часто повторяют, что нужно что-то сделать. Мне достаточно один раз сказать, и я помню это. (Смеется): Мама все время зовет: «иди есть!» Двадцать раз скажет «все остыло!»… Мне все равно, я, как собака, съем холодное, ничего страшного;

…не люблю, когда люди, которым ты доверял, за твоей спиной неожиданно проявляют свои отрицательные качества и предают. «Не люблю» - слабо сказано: сразу все в отношениях перечеркивается, и из позитива они резко переходят в негатив;

…ужасно не люблю, когда не хватает времени нормально позаниматься и все успеть сделать на классе, потому что то какие-то репетиции выписывают раньше, то вдруг прогоны начали делать вместо 12.00 в 11.00… Не можешь творчески подойти к серьезной роли. Вот это очень раздражает, и я не люблю, когда начинают нам давить на наш профессионализм, а условий нормальных не создают;

…не люблю болеть. После болезни самый трудный период - восстановление, когда ты начинаешь свой организм заставлять работать как бы сначала;

…не люблю говорить людям неправду, когда все говорят «замечательно, замечательно», а тебе совсем не понравилось – я лучше уйду и промолчу. Не люблю слушать ложь – терпеть не могу, у меня всегда есть свое мнение, и я всегда его выскажу и стараюсь отстоять. Если я в чем-то неправ, стараюсь пересмотреть свою точку зрения. Я всегда приму поражение, но не сразу - подумав и остыв…

…Ты просто какой-то абсолютно положительный получаешься! У тебя есть недостатки?

Есть – характер. С одной стороны он хорош, но с другой очень агрессивный, потому что не всегда получается умерить свой пыл… Характер дурацкий, и сам я страдаю от этого, и в личной жизни бывает много неприятных моментов, так что приходится грустить о чем-то, жалеть… Недостаток – профессионализма, может быть в том, что не все дано от Бога, как хотелось бы…

…не люблю, когда люди не могут скрыть своей зависти. Не люблю, когда мне мешают работать. Я очень серьезно отношусь к работе, к каждой партии, потому что это непросто дается, хотя игровые партии, быть может, даются проще; все зависит от атмосферы, которую создают руководители… Я люблю танцевать то, что было, когда я пришел в театр - были такие балеты, как «Корсар», «Ромео и Джульетта», «Фантазия на тему Казановы», «Раймонда», «Спартак», «Чиполлино», - они шли довольно часто. Мы ходили на эти спектакли-легенды… А сейчас в театр ломятся оттого, что вот новая постановка - а на следующий день на ней уже ползала.

Тебе посчастливилось непосредственно работать со многими зарубежными хореографами - с Лоркой Мясиным, Джоном Клиффордом, Поклитару, ты с успехом танцуешь партии в балетах таких выдающихся мастеров мирового уровня, как Ноймайер, Аштон, Баланчин, Лакотт…

Да, эти роли и работа над ними для меня очень важны. С Лоркой мы репетировали Перуанца в «Парижском весельи» - эту партию его отец Леонид Мясин (хореограф спектакля) ставил специально для себя; Клиффорд возобновлял в Большом баланчинскую «Тарантеллу». В «Тщетной предосторожности» Фредерика Аштона у меня две разнохарактерные партии – Колен и Ален. Можно сказать, сразу двух персонажей танцую я и в «Сне в летнюю ночь» Д.Ноймайера - это Пэк-Филострат. Встреча с хореографией Касьяна Ярославича Голейзовского подарила мне «Нарцисса». И, конечно же, работа с Юрием Николаевичем Григоровичем – Конферансье в «Золотом веке».

Ты часто упоминаешь педагогов, очень тепло и с благодарностью отзываешься обо всех. И действительно, для артиста балета педагог – это наставник на всю жизнь, мудрый лоцман его творческого процесса.

Практически над любой крупной партией я работаю с Валерием Степановичем Лагуновым (и над уровнем профессионализма тоже!), но всегда прислушиваюсь и к другим педагогам: например, Золотого божка я репетирую с Василием Степановичем Ворохобко.

Денис, как проходит работа над ролью? Как нужно работать, чтобы партию станцевать достойно?

Здесь, я думаю, стоит вспомнить слова К.С.Станиславского: «Не бывает маленьких ролей – бывают маленькие артисты». Хорошо сделать любую роль в нашей профессии довольно трудно. Это всегда продолжительная работа в репетиционном зале. Нужно прежде всего стремиться к тому, чтобы происходило гармоническое слияние артиста с ролью. Надо, конечно, и от себя что-то привносить. Все роли абсолютно разные, и к мелким иногда приходится относиться более ответственно, чем к большим.

Я думаю, мне даже повезло - в том, что посчастливилось на сцене Большого театра прикоснуться к воплощению таких уникальных личностей, как Казанова и Нижинский (балеты «Фантазия на тему Казановы» и «Нижинский», хореография М.Л.Лавровского – прим.ред.). Любой «думающий» актер может об этом только мечтать! Ведь когда в создании роли участвуют душа и сердце артиста, - это всегда волнует зрителя. Эти партии я получил благодаря тому, что Михаил Леонидович Лавровский «увидел» меня в этих ролях. И работа эта была самой интересной для меня в тот период! Передо мной сегодня стоит следующий вопрос: встретятся ли на моем творческом пути партии такого уровня и значения?..

Признаюсь честно – помню, что на твоем «Чиполлино» я тайком шмыгала носом, понимая вдруг, что на глаза наворачиваются слезы (что мне в принципе не свойственно... хм...) – настолько жизнеутверждающим был этот спектакль торжествующего добра и твой герой в нем…

Я с большим удовольствием танцую партию Чиполлино в одноименном балете Г.А.Майорова, которая, кстати, очень сложна технически. В этом спектакле проживаешь целую жизнь героя со всеми горестями и радостями, ведь Джанни Родари создал очень объемный образ в своей сказке. Я бы сказал, что в своих стремлениях это сказочный «Спартак» для детей. Но, к сожалению, спектакль идет редко, хотя и очень любим зрителями…

Сегодня я очень рад, что спустя без малого 10 лет (!) ко мне вернулось замечательное вставное па де де из 1-ого акта «Жизели» в редакции Ю.Н.Григоровича. Его я станцевал только-только прийдя в театр, что было очень ответственно тогда… Сейчас в театре, к сожалению, артисты получают роли непонятным способом, зачастую с ними не справляясь, и все идет так, как будто это так и должно быть, при этом вся труппа в кулуарах возмущается, но все продолжают делать вид, что все отлично! Коллектив, конечно, не тот, что был раньше, когда очень многие способные и талантливые артисты получали звание солистов почти перед пенсией, а сегодня девочка на первом году в театре получает положение солистки или примы…

Скажи, часто приходится уходить в «творческий запой»?

Особенно когда готовишь новую роль – то да. Углубляешься максимально, полностью, пересматриваешь какие-то записи, если это новая постановка – то обдумываешь, как, что, о чем, что можно привнести своего. Всегда смотришь на других исполнителей – учиться продолжаю и по сей день, и буду учиться.

Ты разграничиваешь понятия «театр» - «дом»?

Приходя домой, стараюсь не думать о том, что было в театре. Но если что-то учишь, готовишь, все равно приходишь домой – у тебя мысли все еще в театре, все это сливается воедино. Но все же стараюсь приходить домой – и забыть обо всем или уехать за город, затопить баню, напариться, попрыгать в снег, пойти в ночной клуб.

Ты суеверный человек? Что для тебя вера?

Все артисты суеверные, но у каждого своя вера. Кто-то перед выходом по сцене три раза стучит, кто-то по голове… Я никогда этого не делаю. Хотя вера - она существует, и если у меня что-то удается, я всегда поблагодарю того, кто Свыше. Перед выходом на сцену происходит какое-то обращение к Богу - то, в чем сейчас, в этот момент, ты действительно нуждаешься.

 

И напоследок. О Медведеве могла бы много теплых слов сказать любая его партнерша. Но нам думается, что одним из самых ценных мнений останется отзыв о нем балерины, для которой Денис Медведев стал… первым в ее профессиональной жизни партнером. Было это в Московском хореографическом училище. Рассказывает Людмила Перегонцева, выпускница МАХУ и ГИТИСа, в прошлом артистка балета Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, ныне - педагог-репетитор.

"Я поступила в первый класс училища, Денис был старше меня на год, учился во втором, и фактически все номера, которые шли по училищу, мы с ним танцевали вместе. Получалось, что тот, кто старше, кто знает репертуар, вводил в него младшего ученика... Был в училище такой классический номер на музыку Беллини, разучивался он во 2-3 классе хореографического училища, и я его с ним танцевала; Детский вальс из «Тщетной предосторожности» - тоже с Денисом в паре; ближе к выпускному – «Цыганский танец». Какой он был уже тогда как партнер? Надежный. И он умел всегда поддержать, и в первую очередь морально: всегда поможет, подскажет – редкое в училище качество, где в основном каждый за себя. Помню, когда мы с ним готовили Цыганский, меня трясло, как осиновый лист, потому что ввелась я очень быстро, просто внезапно - заболела девочка, которая должна была его танцевать. Денис успокаивал, как мог: «Не волнуйся, я все подскажу!», и он все показал, все со мной разобрал. Я думаю, сейчас он партнер от Бога, и артист балета тоже от Бога, потому что когда на выпускном они с Ниной Капцовой танцевали «Тщетную предосторожность» - было видно, что он очень своеобразно подходит к роли, ищет какие-то новые грани образа, новые краски, это ему дано. И всегда подходит к партии очень ответственно. Я всегда искренне очень радуюсь за Диньку, когда он идет вперед! Да у него и человеческие качества замечательные – куда бы он ни спешил, как бы ни был занят, всегда при встрече обязательно остановится, спросит, как дела, что в жизни нового происходит, какой творческий рост - человечек он очень теплый».

 

16 декабря 2006г.

Ольга Шкарпеткина

 

Список ролей Дениса Медведева:

1994
четыре сатира (картина "Вальпургиева ночь" в опере "Фауст" Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского)
вставное крестьянское па де де («Жизель», хореография Л.Лавровского в редакции Ю.Григоровича)

1995
юноши ("Сильфида" Х. Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М.фон Розен)
вставное па де де ("Жизель" А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Гном Растяпа ("Белоснежка" К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова) - первый исполнитель в Большом театре
Виноградинка ("Чиполлино" К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова)

1996
Китайская кукла ("Щелкунчик")
джига ("Дон Кихот" Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции Ю. Григоровича)

1997
Шут ("Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского)
Арлекин ("Щелкунчик" П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)
Чиполлино ("Чиполлино")
пастухи ("Спартак" А.Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича)

1998
Золотой божок ("Баядерка" Л.Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
друзья Принца ("Лебединое озеро" П. Чайковского в редакции В. Васильева)

1999
па д'аксьон ("Жизель" в редакции В.Васильева)
Конек-Горбунок ("Конек-Горбунок" Р. Щедрина в постановке Н. Андросова)
Казанова ("Фантазия на тему Казановы" на музыку В.А.Моцарта, хореография М. Лавровского)

2000
первая вариация в па д'аксьон (первый исполнитель), Джон Буль - Пассифонт ("Дочь фараона" Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М.Петипа)

2001
Шут ("Лебединое озеро" П.Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М.Петипа, Л. Иванова, А. Горского)

2002
Ален ("Тщетная предосторожность" Л. Герольда, хореография Ф. Аштона)

2003
танец с барабаном ("Баядерка", хореография М.Петипа в редакции Ю.Григоровича)
Тибальд ("Ромео и Джульетта" в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару) - первый исполнитель

Снялся в фильме-балете "Эдит Пиаф" (хореография М.Лавровского).

2004
сарацинский танец ("Раймонда" А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Тарантелла (на музыку Л. М.Готтшалька, хореография Дж. Баланчина)
Почтмейстер ("Палата № 6" на музыку А. Пярта в постановке Р. Поклитару) - первый исполнитель
"три солиста" ("Магриттомания" Ю. Красавина в постановке Ю. Посохова) - был в числе первых исполнителей в Большом театре этого балета

 

Выступил в партии Джеймса в балете "Сильфида" Х. Левеншелля с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета (Уфа) .
Исполнил заглавную партию в балете «Нижинский» на музыку С. Рахманинова (хореография М.Лавровского).

Исполнил концертный номер "Нарцисс" на музыку Н.Черепнина (хореография К. Голейзовского) в гала-концерте, состоявшемся в Санкт-Петербурге в честь десятилетнего юбилея ежегодной премии журнала "Балет" "Душа танца", и был назван Владимиром Васильевым, для которого был поставлен этот номер, одним из лучших его исполнителей.

2005
Филострат (Пэк) ("Сон в летнюю ночь" на музыку Ф.Мендельсона-Бартольди и Д.Лигети в постановке Дж.Ноймайера)
Перуанец ("Парижское веселье" на музыку Ж. Оффенбаха в обработке М. Розенталя, хореография Л. Мясина)
Колен ("Тщетная предосторожность" Л.Герольда, хореография Ф.Аштона)
солист ("Игра в карты" И.Стравинского в постановке А. Ратманского) - был в числе первых исполнителей этого балета

2006
друзья Принца, солисты вальса ("Золушка" С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, реж. Ю. Борисов) - был в числе первых исполнителей этого балета
Конферансье ("Золотой век" Д.Шостаковича в постановке Ю. Григоровича)
Награды:

 

В 1996 г. получил III премию Открытого конкурса артистов балета России "Арабеск" в Перми.
В 1997 г. завоевал Гран при Международного конкурса "Приз Люксембурга".
В 1999 г. за участие в традиционном фестивале "Зимние вечера", проходящем на сцене Марийского государственного театра оперы и балета имени Эрика Сапаева, был награжден почетной грамотой Президента Республики Марий Эл.


Поделитесь новостью с друзьями:


Система комментирования SigComments