Скоморохи-потешники и первые русские представления

Зарождение народного танца, как отдельного подвида хореографии началось очень давно. Самыми первыми исполнителями русского народного танца являлись скоморохи. В далекие времена, когда в Киевской Руси скоморошество было очень популярно, его считали своеобразным служением богу, а самих скоморохов в былинах не раз называли «вещими», потому что считали их в своем роде отмеченными богами.

Скоморошество включало в себя самые разные жанры, и артистов можно было разделить на некоторые группы:
- музыканты-гудошники,
- глумотворцы,
- бахари-сказители,
- певцы,
- плясуны,
- медвежатники.

Из-за давления ордынского ига развитие русской культуры и искусства происходило медленно. Но после объединения русских княжеств вокруг Москвы и освобождения от татарского гнета русская культура смогла пойти вперед уверенными шагами. Появились «плясицы» - первые профессиональные танцовщицы. До этого плясунами-профессионалами были только мужчины.

Существует масса поговорок, которые свидетельствуют о высоком мастерстве скоморохов в своем деле:
- «Не учи плясать, я и сам скоморох»;
- «Всяк спляшет, да не как скоморох»;
- «Что за веселье без скомороха».
Во многом некоторые приемы русского народного танца дошли до нас еще с того времени, передаваясь как секреты исполнительского мастерства из поколения в поколение.

Но в VII веке на скоморошество обрушились гонения. Церковь объявила искусство скоморошества «бесовским» и артистов стали преследовать за их выступления. А вскоре была издана грамота запрещающая их вовсе.

Постепенно умирая без материальной поддержки, скоморошество совсем изжило себя, но в последствии вернулось, только уже совсем в другом формате – в виде ярморочных театров. Но именно этот нелегкий путь скоморошества определил развитие русского народного танца, как элемента культурного наследия страны. Он разделил мужской и женский танец, сохранил самобытность и корни национального русского танца.

Позже устраивались игрища театрального характера, высмеивающие людские пороки. Основными приемами сатирического представления были пантомима и пляски. А затем появился театр Петрушки – русская народная кукольная комедия. В ней присутствовал и сам Петрушка, и его жена, и другие персонажи.

Все эти представления помогли сохранить и пронести русские традиции сквозь время и сохранить русский танец таким же выразительным, каким он был в начале своего развития. И в последствии в балетное искусство, которое пришло в Россию, были привнесены исконно русские краски, обогатив танец и сделав его по-своему удивительно прекрасным и уникальным.


Поделитесь новостью с друзьями:


Система комментирования SigComments