Древнегреческие танцы

"Если балет лишен выразительности, если в нем нет ярких картин, сильных положений, он будет всего лишь зрелищем холодным и однообразным." Ж. Ж. Новер

Танцы берут свое начало в древности, но от танца в современном понимании, в то время они были еще далеки. Человек передавал свое эмоциональное состояние, впечатления, отношение к окружающему миру. Он мог сопровождать свой танец своеобразной пантомимой, выкриками, пением. Каждый танец соответствовал быту, культуре и характеру того народа, где он зародился территориально. С течением времени менялся танец, параллельно тому, как менялась жизнь людей.

У народов древнего мира были очень распространены пляски. Каждый жест, каждое движение, даже в самом незначительном его проявлении стараниями танцующих передавал какой-либо поступок, ситуацию, действие или мысль. Часто танцы были неотъемлемой частью народных празднеств.

Даже древние поэты и писатели в своих произведениях зачастую описывали танцы, а иногда даже правила их исполнения. Древнегреческий поэт Гомер, Лукиан, Аристотель, Филострат, Эсхил и Софокл – все они добавляли описания танцев в своих работах. А различные изображения танцовщиков и танцовщиц в вазописи, на барельефах и даже в скульптуре дает нам представление о характере древнегреческих танцев и их красоте.

Древнегреческие танцы можно разделить на несколько групп:
- обрядовые (ритуальные),
- сценические,
- бытовые,
- военные.

Во время своего путешествия, Орфей увидел обрядовые пляски на храмовых празднествах египтян. Подчинив движения на свой ритм, сделав их ближе к характеру греков, он принес эти танцы в Грецию. Полные строгой красоты, плавные движения под звучи лиры – эти танцы посвящались различным богам греческого пантеона: мудрой Афине, прекрасной Афродите или щедрому Дионису. А также они могли отражать различные периоды календарного года.

Неотъемлемой частью театральных действия были сценические танцы, и, что не мало важно, каждому существующему жанру должен был соответствовать свой танец. Такты по время танца исполнители могли отбивать ногами, на которые были надеты специальные сандалии, сделанные из дерева или железа. А иногда такты отбивали с помощью специальных своеобразных кастаньет, надетых на средние пальцы. А материалом этих кастаньет были самые обыкновенные устричные раковины.

Различные праздники, будь то государственные или семейные сопровождались бытовыми танцами. Бытовые танцы так же делились на подгруппы:
- городские,
- сельские,
- домашние.

Композиция танца, тема, количество исполнителей, рисунок танца – все это были определяющими каждой подгруппы. Стоит заметить, что именно этот вид древнегреческих танцев стал определяющим и возымел огромное влияние на возникновения танцев сценических.

В Древней Греции военные танцы помогали в воспитании у молодого поколения таких важных качеств, как патриотизм, чувство долга перед отечеством и мужество. Количество участников в военных танцах разнилось: от двух (юношей, а иногда и девушек) до массовых танцев. Примером массового военного танца можно привести понтийский военный танец – перрихиос, исполняемый на мероприятиях греками по сей день. Как правило военные танцы были богаты сложным композиционным рисунком, подражающим различным боевым перестроениям и бою в целом. Порой в этих танцах можно было легко проследить отражение преданий и древнегреческих мифов и легенд.


Поделитесь новостью с друзьями:


Система комментирования SigComments