Создание сайта: Web-cтудия "ComBF"
Баядерка
Балет в четырех действиях
Либретто С. Худекова. Балетмейстер М.Петипа.
Первое представление: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 23 января 1877г.
Действующие лица:
Дугманта, раджа Гольконда. Гамзатти, его дочь. Солор, богатый кшатрия. Никия, баядерка. Великий брамин. Магдавая, факир.Толорагва, кшатрия. Брамины, браматшоры, судры (слуги раджи), воины, баядерки, факиры, странники, индийский народ, музыканты и охотники.
Действие первое. Картина первая.
Сцена представляет собой священный лес; ветви бананов, амрасов, магдависов и других индийских деревьев переплетаются между собой. Слева — пруд, назначенный для омовений. В глубине — вершины Гималаев.
Солор (с луком в руке) и охотники преследуют тигра. Солор на некоторое время отстает от охотников, углубляющихся в лес. Он приказывает факиру Магдавае не покидать этого места, чтобы найти случай поговорить с прекрасной Никией, которая живет в пагоде. Сам же Солор уходит.
Двери пагоды отворяются, и из храма торжественно выходит Великий брамин; за ним следуют священники и гуроны, в длинных полотняных одеждах. На лбу у всех священные шнуры — знак браминского достоинства. Из пагоды выходят также деридахи (баядерки первого разряда).
Происходит приготовления к Празднику огня.
Великий брамин ждет появление Никии. Она должна своими танцами украсить духовную процессию. Несколько баядерок уходят за Никией. Кающиеся играют железом и огнем. У некоторых кинжалы, сабли, ножи и другое острое оружие, которым они размахивают; другие держат зажженные факелы.
Факир Магдавая тоже принимает участие в танце, но не перестает искать глазами прекрасной Никии.
Наконец в дверях пагоды появляется закутанная покрывалом баядерка. Освещенная красноватым светом факелов, она привлекает к себе общее внимание.
Великий брамин подходит к ней, поднимает покрывало и приказывает ей принять участие в танцах.
Никия сходит со ступенек пагоды и начинает танцевать («Джампо» - грациозный, ускоряющийся танец).
В это время Великий брамин не спускает с прекрасной баядерки влюбленного взора.
Когда она танцует, он шепчет ей о своей страстной любви, обещает всеобщее обожание и
славу. Она с ужасом отталкивает его. Оскорбленный брамин грозит жестоко отомстить. Никия старается удалиться. Она идет с другими баядерками и, так же как они, наполняет свою вазу водой из священного пруда и дает пить всем, принимавшим участие в танцах.
Факир Магдавая исполняет оригинальный танец с фанатическим бичеванием. Никия подходит к нему и предлагает воды, чтобы прохладиться. Факир же пользуется удобным случаем, чтобы предупредить ее о том, что Солор ждет встречи. Никия в восторге от этого известия. Она соглашается на встречу с ним после окончания торжества (три стука ее в окно). После тихого сговора Факир опять принимается за свою безобразную пляску, а Никия уходит, как бы ничего не зная.
Церемония оканчивается. Брамины велят баядеркам идти в храм. Все уходят со сцены. Показывается месяц. Окна пагоды темны.
Солор идет в сопровождении факира, садится на груду камней и с беспокойством ожидает появления своей возлюбленной баядерки. В одном из окон пагоды показывается свет. Раздаются приятные звуки вины (небольшая гитара). Солор медленно приближается к окну и стучит три раза. Окно открывается, и в нем показывается Никия с гитарой в руках.
Факир кладет сучья и подставляет к окну доску, по которой спускается баядерка, озаренная лучами луны. Солор бросается к ее ногам, заключает ее в свои объятия.
В дверях пагоды показывается Великий брамин. Он застает влюбленных обнимающимися. В порыве ревности и гнева он хочет подойти к ним, но удерживается, обещая отомстить. Он прячется и подслушивает их разговор. Потом уходит.
Солор богат, он предлагает Баядерке бежать с ним. Она согласна, но взамен просит клятву верности. Они счастливы.
В это время подбегает факир с известием, что охотники возвращаются. Двери пагоды растворяются, и баядерки идут к пруду за водой. Никия, не замеченная ими, поспешно входит в пагоду, и Солор видит, как она становится опять к окну. Услыхав приближение молодых девушек, Солор прячется за деревья.
Охотники с триумфом приносят убитого тигра. Кшатрия Толорагва рассказывает Солору, каким образом им удалось убить дикого зверя, но Солор рассеянно слушает и задумчиво смотрит на окно своей возлюбленной. Все уходят, но Солор рассчитывая скоро вернуться.
Им вслед смотрит Великий брамин. Он призывает всех богов в свидетели своей будущей мести.
Действие второе. Картина вторая.
Театр представляет великолепную залу во дворце раджи Дугмант.
Раджа сидит на тигровой коже, на подушках. По его приказу баядерки его развлекают (дивертисмент).
После танцев раджа посылает за своей дочерью Гамзатти, которая приходит в сопровождении подруг.
Раджа собирается назначить день свадьбы Гамзатти и своего подданного (храброго воина) Солора. Гамзатти не виделась со своим женихом, она сомневается в его чувствах.
Через несколько минут является Солор. Когда он входит, дочь раджи опускает на лицо покрывало. Раджа напоминает воину о предстоящей свадьбе. Тот в замешательстве.
Девушка приближается к отцу, и он снимает с нее вуаль. Ее красота прекрасна. Но, вспомнив о прекрасной баядерке, которую клялся вечно любить, Солор отворачивается. Раджа непреклонен к смущенным отказам воина. Дочь раджи в недоумении смотрит на своего нареченного, теряясь в догадках, чему приписать его печаль. Но волю отца она намерена исполнить. Свадьба назначена через три дня.
Судра (служитель) докладывает о приходе Великого брамина. Брамин пришел сообщить большую тайну. Раджа всех удаляет и они с брамином остаются наедине. Великий брамин с живостью рассказывает о том, что происходило в прошедшую ночь. Он объявляет, что Солор не любит Гамзатти, но обожает баядерку. Раджа возмущен поведением своего будущего зятя. Он сообщает брамину о намерении погубить баядерку. Брамин, желавший только смерти Солора, пугается за жизнь любимой баядерки, и говорит радже, что смерть ее разгневает и вооружит против них бога Вишну. Раджа, однако, не хочет ничего знать и объявляет брамину, что завтра, во время празднества в честь Бадрината, Никия будет, по обыкновению, танцевать с цветами. В одну корзинку с цветами спрячут змею, которая выползет, потревоженная движениями танцовщицы, и смертельно ужалит ее. Услыхав эти слова, брамин вздрагивает всем телом.
Гамзатти, все слышавшая за своей портьерой, хочет видеть баядерку и приказывает своей невольнице немедленно сходить за нею. Раджа, совершенно удовлетворенный задуманной местью, уходит с брамином.
Гамзатти горюет. Она хочет услышать от самой баядерки, правда.
Невольница прибегает с вестью о приходе Никии. Баядерка с поклонами приближается к дочери раджи. Гамзатти смотрит на нее и находит ее прекрасной. Она приглашает Никию танцевать у нее в день свадьбы.
Гамзатти хочет посмотреть, какое впечатление произведет на баядерку, если она узнает, кто ее жених, и показывает портрет Солора. Никия едва не обезумела от горя. Она объявляет, что Солор поклялся вечно любить ее и что брак его с дочерью раджи никогда не состоится. Гамзатти настаивает, чтобы Никия отказалась от Солора. Она предлагает ей бриллианты и золотые вещи. Никия вырывает у дочери раджи драгоценности, которые та ей предлагает, и бросает их на пол. Гамзатти умоляет баядерку уступить ей Солора, а самой уехать. При этих словах Никия хватает кинжал, который случайно попадается ей в руки, и бросается на свою соперницу. Невольница, с беспокойством следившая за этой сценой, защищает своим телом госпожу. Никия убегает из дворца. Гамзатти поднимается, она желает смерти баядере.
Картина третья.
Театр представляет фасад дворца раджи со стороны сада. Масса громадных цветов и широколиственных деревьев. В глубине — башня большой пагоды, Мегатшады, доходящая чуть не до самых небес. На заднем плане — голубоватые вершины Гималаев, покрытые слегка серебристым снегом. При поднятии занавеса представляется великая процессия Бадрината. Идут брамины, потом баядерки, служители при пагодах, различные индийские касты и пр. Являются кающиеся с раскаленным железом. Раджу, дочь его, Солора и прочих богатых индийцев несут в паланкинах. Раджа помещается на возвышении и приказывает открыть празднество.
По окончании танцев раджа приказывает привести красавицу Никию и велит ей забавлять публику. Никия выходит из толпы со своей маленькой гитарой. Лицо баядерки — под покрывалом. Она играет ту же мелодию, что и в первом акте. Солор, слушая эту мелодию, узнает по ней свою возлюбленную. Он с любовью смотрит на нее. Во время танца Великий брамин едва скрывает свой гнев, а дочь раджи употребляет все усилия, чтобы не показать своего душевного настроения. Улыбаясь, она приказывает принести корзинку с цветами для грациозной Никии. Никия берет корзинку и продолжает свой танец, любуясь на задумавшегося Солора. Вдруг из корзинки выползает змея и жалит баядерку в сердце. Укус этот смертелен. Продолжая свой танец, красавица взывает о помощи к Солору, и он заключает ее в свои объятия. Великий брамин подбегает к танцовщице и предлагает выпить противоядие, которое спасет ее. Но Никия отталкивает флакон и бросается в объятия Солора. Она умирает, на ее устах застывают слова любви. Раджа и его дочь торжествуют.
Действие третье. Картина четвертая.
Комната Солора во дворце раджи.
При поднятии занавеса Солор ходит по сцене как безумный, то медленно, то с какой-то дикой торопливостью. Потом падает в изнеможении на диван. Факир Магдавая следит за ним с видом глубокого сожаления, потом велит привести укротителей змей (мужчину и женщину), чтобы изгнать из тела Солора злого духа (комический танец). Солор приказывает факиру удалить их.
Стучат в дверь. Факир отворяет. Входит Гамзатти, дочь раджи, с толпою своих прислужниц. Одета она роскошно, вся залита золотом и жемчугом. Она обращается к Солору с упреками, но понимая, что это ни к чему не приведет решает его приласкать. Солор наконец оживляется и берет ее за руку. В это время раздаются унылые звуки песни баядерок. На стене появляется тень плачущей Никии. Солор трепещет. Клятва не отпускает его, угрызения совести будут приследовать всю жизнь. Солор подходит к стене, но там уже ничего нет, он напрасно старается схватить ускользающую тень Никии. Он по прежнему ее любит.
Солор падает без чувств на диван. Сон овладевает им, он засыпает, не переставая думать о тени. Спускаются облака.
Картина пятая.
При звуках тихой музыки появляются тени — сначала Никии, потом Солора. Танцы пластических групп. Тень Никии обещает стать покровительницей Солора, сопутствовать в несчастиях, но он должен помнить клятву быть верным.
Большой заключительный танец теней. Облака спускаются.
Картина шестая.
Прежняя комната Солора. Он лежит на своем диване. Сон его тревожен. Входит факир, останавливается подле своего господина и с грустью смотрит на него. Солор внезапно просыпается. Ему кажется, что он в объятиях Никии. Слуги раджи приносят богатые подарки и докладывают Солору, о готовность свадьбе. Все уходят. Солор, углубленный в свои мысли, следует за ними.
Действие четвертое. Картина седьмая.
Сцена представляет большую залу с колоннами во дворце раджи. Идут приготовления к празднованию свадьбы. Появляется Гамзатти; за ней — отец ее со своей свитой. Когда приходит молодой воин Солор, то раджа приказывает открыть праздник. Во время танцев тень преследует Солора и напоминает о его клятве.
Гамзатти между тем, старается понравиться своему жениху. Четыре девушки подносят невесте корзину, совершенно такую, какая была поднесена баядерке и из которой выползла ужалившая ее змея. Гамзатти в ужасе отталкивает корзину, так как она напоминает ей соперницу — причину всех ее несчастий. Воспоминание о корзине воскрешает в памяти Гамзатти отравленную баядерку. Перед ней показывается призрак баядерки (тень). Дочь раджи бежит от него и бросается в объятия отца, умоляя его поспешить со свадьбой.
Начинается обряд. Небо помрачается.
В ту минуту, когда брамин берет руки Солора и Гамзатти, чтобы соединить их, раздается страшный раскат грома и следует землетрясение. Молния ударяет в залу, которая обрушивается и засыпает своими развалинами раджу, его дочь, Великого брамина и Солора.
Апофеоз.
Сквозь дождь видны вершины Гималаев. В воздухе скользит тень Никии; она торжествует и нежно смотрит на своего возлюбленного Солора, распростертого у ее ног.
Поделитесь новостью с друзьями:
Система комментирования SigComments