Пульчинелла

Балет с пением в одном действии

Либретто на основе рукописи Дж. Перголези по мотивам неаполитанской легенды начала XVIII в.

Балетмейстер Л.Мясин.

Первое представление: Париж, «Гранд-Опера», 15 мая 1920 г.

Действующие лица: Пульчинелла. Пимпинелла, его возлюбленная. Доктор. Пруденца, дочь Доктора. Тарталья. Росетта, дочь Тартальи. Кавиелло и Флориндо, кавалеры. Фурбо, двойник Пульчинеллы. Четверо Пульчинеллят. Три вокалиста: сопрано, тенор, бас.

Сцена — типичный неаполитанский пейзаж с морем и дымящимся Везувием на заднем плане; справа — дом Доктора, в дочь которого, Пруденцу, влюблен Флориндо; слева — дом Тартальи; его дочь Росетта очень нравится Кавиелло.

Оба кавалера приближаются к домам, в окне одного из которых — Пруденца, на балконе другого — Росетта. Настроив свои инструменты — мандолину и гитару,— молодые люди аккомпанируют серенаде, которую поет тенор. Девушки иронически относятся к кавалерам, высмеивают их и наконец окатывают холодной водой.

Играя на маленькой скрипке и танцуя, выходит Пульчинелла. Его знает весь Неаполь. За его веселый нрав, остроумие, находчивость прощают и его длинный красный нос, и невзрачную фигуру. Обе девушки, не обращая внимания на элегантных кавалеров, стараются привлечь внимание Пульчинеллы.

Пруденца откровенно выражает свою симпатию, а затем признается ему в любви. Но Пульчинелла не уделяет ей никакого внимания, а когда девушка слишком бурно выражает свои чувства — отталкивает ее. Притаившись в тем¬ном углу, Флориндо наблюдает эту сцену.

В сопровождении своего отца Тартальи на сцену выходит Росетта. Без обиняков она заявляет отцу, что любит Пульчинеллу и другого мужа ей не нужно. Тарталья пытается убедить упрямую дочку, что Пульчинелла ей не пара, что он невзрачен, некрасив, мал ростом, но разбушевавшаяся дочь и слышать его не хочет. Махнув рукой на ее доводы, разгневанный Тарталья уходит. Воспользовавшись этим, девушка заигрывает с Пульчинеллой, танцует, старается заинтересовать его своей особой. Все напрасно! Пульчинел¬ла так же холоден с Росеттой, как и с Пруденцей. Он передразнивает танцующую Росетту и доводит ее до бешенства. Однако Росетта не теряет надежды на успех. Она выманивает у Пульчинеллы поцелуй и согласие на небольшой танец.

Убедившись, что ни поцелуй, ни танец ничего не изменили в чувствах Пульчинеллы, Росетта убегает.

Сюда приходит наконец Пимпинелла, которую любит и ждет Пульчинелла. Она видела убегающую Росетту и, конечно, приревновала к ней своего милого. Пульчинелла убеждает ее в своей невиновности, и Пимпинелла успокаи¬вается. Всё это видят, оставаясь незамеченными, Кавиелло и Флориндо. Пылая ревностью, они набрасываются на Пульчинеллу и вымещают на нем свою злость. Пимпинел¬ла зовет на помощь. На ее крики прибегают Росетта и Пруденца. Ревнивцы мгновенно исчезают. Избитый Пульчи¬нелла окружен лаской и сочувствием трех женщин. Назойливое внимание двух из них только злит его. На счастье, приходят их отцы и уводят своих дочерей. Наконец-то Пульчинелла может побыть наедине со своей возлюбленной. Этого мгновения как будто только и ждали Флориндо и Кавиелло. Переодевшись в черные плащи, скрыв лица масками, они сбивают Пульчинеллу с ног, и когда он пытается сопротивляться, пускают в ход ножи. Пульчинелла падает. Сначала кажется, что он мертв. Но через мгновение он открывает глаза, оглядывается и как ни в чем не бывало уходит.

Четверо Пульчинеллят на плечах вносят Пульчинеллу и торжественно, будто совершая траурный обряд, кладут его на землю. Это не Пульчинелла, а его приятель Фурбо, большой мастер на всякие выдумки. Переодетый в одежду Пульчинеллы, загримированный под него, Фурбо лежит в полной неподвижности. Встревоженные криками и возней, входят Доктор и Тарталья с дочерьми. Увидев распростер¬того Пульчинеллу, девушки приходят в отчаяние и оплакивают его. Доктор констатирует смерть Пульчинеллы.

Появляется Пульчинелла в костюме Фурбо. Его никто не узнает. Девушки умоляют его приложить все свое искусство мага, чтобы оживить Пульчинеллу. Фурбо (т. е. Пульчинелла) делает магические пассы, произносит заклинания, и когда девушки в ужасе закрывают глаза, а их отцы скептически смотрят в сторону, Пульчинелла и Фурбо меняются плащами, местами, и... Пульчинелла оживает. Но на этом не кончается цепь недоразумений и проделок. Прибежавшая Пимпинелла принимает Фурбо за Пульчинеллу. Желая понравиться девушкам, Кавиелло и Флориндо, пе¬реодевшись, выдают себя каждый за Пульчинеллу. Легковерные девушки счастливы. И три пары весело танцуют гавот. Настоящий же Пульчинелла наконец появляется на сцене. Видя весь этот маскарад, он награждает тумаками Фурбо, под видом Пульчинеллы всерьез ухаживающего за Пимпинеллой, а остальных двух кавалеров бросает в бассейн фонтана.

Потрясенные событиями, Доктор и Тарталья дают согласие на брак дочерей с Флориндо и Кавиелло. Пульчинелла предлагает руку Пимпинелле, и три пары становятся под благословение Фурбо. К ним присоединяются остальные участники веселой комедии и образуют жизнерадостную финальную сцену.


Поделитесь новостью с друзьями:


Система комментирования SigComments