Бакст (Розенберг) Лев Самойлович

Родился в Гродно в семье мелкого коммерсанта. Учился в гимназии, четыре был вольнослушателем в Академии Художеств, но, разочаровавшись в академической подготовке, покинул это заведение. Занимался живописью самостоятельно, подрабатывая иллюстратором детских книг и журналов.

Впервые представил свои работы на выставке в 1889 г., приняв в качестве псевдонима сокращенную фамилию бабушки по матери (Бакстер).

В начале 1890-х годов выставлял свои работы, в основном, пейзажи, в «Обществе акварелистов». С середины 1890-х примкнул к кружку писателей и художников, объединившихся вокруг С.Дягилева и А.Бенуа, и в дальнейшем стал одним из инициаторов создания знаменитого общества «Мир искусства».

Именно графические работы для журнала «Мир искусства» принесли Баксту широкую известность. Бакст внес волнистую линию модерна и почти восточное пристрастие к плоскостному рисунку и ярким краскам в мир садов, архитектурных перспектив и развевающихся драпировок, излюбленных художниками, близких «Миру искусства».

Период с 1893 по 1899 г. Бакст провел в Париже, при этом часто наезжая в Петербург.

В 1898 году Бакст выставляется на первой выставке русских и финляндских художников, устроенной С. Дягилевым, а с 1899 года принимает постоянное и деятельное участие в выставках «Мира искусства», в выставках «Secession» в Мюнхене, до 1910 года — в выставках «Союза русских художников», а также различных художественных выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине.

В начале 1900-х Бакст впервые обратился к сценографии, оформив пантомиму «Сердце маркизы» М. Петипа (1902) и балет «Фея кукол» И. Байера (1903) для Эрмитажного театра, трагедии «Ипполит» Еврипида (1902) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904) для Александрийского театра и балет «Антигона» по Софоклу (1904) для Иды Рубинштейн. Наибольший успех в этой области связан с дягилевскими Русскими сезонами, открывшимися в 1909. Наряду с А. Н. Бенуа и М.М.Фокиным был ближай­шим сотрудником С. П. Дягилева и с 1911 - художественным директором антрепризы. Создал декорации и костюмы к балетам: «Клеопатра» на музыку А. С. Аренского, С. И. Танее­ва и М. И. Глинки (1909), «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова (1910), «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910), «Видение розы» К. М. Вебера (1911), «Нарцисс» Н. Н. Черепнина (1911), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1912), «Синий Бог» Р. Гана (1912), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912-13), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917) и др, поражавшим зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.

Оформил также спектакли для труппы Иды Ру­бинштейн («Мучения св. Себастьяна» К. Дебюсси - 1911, «Елена Спартанская» Д. де Северака - 1913) и для Анны Павловой («Восточная фантазия» на музыку М. М. Ипполитова-Иванова и М. П. Мусоргского, 1913).

К концу 1900-х г.г. Бакст ограничил себя работой в театре, благодаря которой и вошел и вошел в историю как выдающийся театральный художник.

В 1914 г. Бакст был избран членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств.

В 1917 из-за эстетических разногласий прервал сотрудничество с Дягилевым и несколько лет работал для парижских театров. Оформил по собственным сценариям мимодраму «Подлость», водевиль «Старая Москва» (оба - театр «Fémina», 1922), балеты «Смущенная Артемида» П. Парэ и «Волшебная ночь» на музыку Ф. Шопена (Гранд-Опера, 1922-23). В 1921, возобновив контакты с Дягилевым, оформил балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского - свою последнюю крупную постановку.

Умер 27 декабря 1924 г. в Париже от отека легких.


Поделитесь новостью с друзьями:


Система комментирования SigComments