Энрико Чекетти

Энрико Чеккетти

Энрико Чеккетти (родился 21 июня 1850 года, Рим, Папская область, Италия) - умер 13 ноября 1928 года, Милан, Италия), итальянский артист балета и педагог, известный своим методом обучения и своим участием в обучении многих выдающихся артистов балета.

Энрико Чекетти родился в гримерной римского театра «Тординона» и все свое детство он был связан с театром. Сценический дебют юного Энрико состоялся в младенчестве на руках у отца. Хотя его родители хотели, чтобы он сделал карьеру в бизнесе или юриспруденции, Энрико был полон решимости стать танцором и, наконец, убедил родителей в своем большом желании и преданности делу.

Обученный основам балета у своего отца, Энрико был отправлен на дальнейшее обучение к Джованни Лепри, который подготовил много опытных танцоров. Он также учился с еще двумя коллегами своего отца, Чезаре Коппини, который преподавал в престижном театре Ла Скала в Милане, и Филиппо Тальони, отцом знаменитой балерины Мари Тальони. Все учителя Чеккетти прошли обучение у Карло Блазиса. Это создало основу для метода обучения Энрико Чеккетти, который будет следовать курсу собственной теории Блазиса. Блазис систематизировал свой метод в книге Traite Elementaire, Technique et Practice de Art de la Danse, опубликованной в 1820 году.

Чекетти начал гастролировать по Европе в позднем подростковом возрасте, а в 20 лет дебютировал на сцене Ла Скала в Милане. Он имел головокружительный успех! На протяжении всей своей карьеры он получал восторженные отзывы и похвалы и считался лучшим танцором своего времени. На пике карьеры он эмигрировал в Санкт-Петербург. Выступая в России, он очаровал публику блестящими трюками, потрясающими прыжками и множеством пируэтов. Его наняли выступать в качестве премьер-танцовщика, мэтра балета в балете Мариинского театра и преподавать в Императорской балетной школе (1887–1902). Его техника и способности к пантомиме были настолько поразительны, что он создал и виртуозно исполнил партию Синей птицы и пантомимную партию Карабоссы на премьере оперы Петипа «Спящая красавица» в 1890 году.

Энрико Чекетти

Чекетти преподавал в Императорской школе в Санкт-Петербурге с 1887 по 1902 год, а с 1902 по 1905 год преподавал в Польше в Варшавской государственной школе. Вернувшись в Петербург в 1905 году, он открывает свою школу, но с 1907 по 1909 год он занимается исключительно с Анной Павловой, пока танцоры из Мариинского театра не уговорили его снова открыть им свои уроки.

Когда Сергей Дягилев хотел, чтобы его труппа Русского балета, отправилась в турне, танцоры отказались, потому что они могли пропустить свои ежедневные занятия с Чеккетти. Проницательный бизнесмен, Дягилев нанял Энрико на двойную должность - балетмейстера и мима. Чекетти исполнил множество пантомимных ролей, созданных специально для него хореографами Русского балета. Присутствие Чекетти в Русском балете Дягилева было очень важным. Он был связующим звеном между прошлым и настоящим, способствуя рождению современного классического балета. Помимо Чекетти и танцоров, с Русскими балетами Дягилева работали многие другие артисты: художники, декораторы и художники по костюмам Бакст, Пикассо, Кокто и Матисс; композиторы Дебюсси, Де Фалья, Прокофьев, Равель, Стравинский.

Энрико Чекетти

Труппа Дягилева гастролировала по Европе, США, Южной Америке и Австралии, но устав от гастролей, Чекетти поселился в Лондоне, где открыл школу, куда стремились попастть танцоры со всего мира. Считалось, что это технический путеводитель в мире балета, и было сказано, что никто не может стать полноценный артистом балета, не пройдя через руки Чекетти. В 1923 году он вернулся в Италию, чтобы уйти на заслуженный отдых, но был приглашен Артуро Тосканини, чтобы возобновить свою педагогическую карьеру в Ла Скала, о чем он мечтал всю свою жизнь.

Энрико Чекетти

Во время одного из занятий Чекетти потерял сознание и его забрали домой, где он умер на следующий день, 13 ноября 1928 года.

Маэстро Энрико Чекетти всегда будут помнить благодаря разработанному им методу обучения, основанному на принципах, изложенных Карло Бласисом. Он учился у мастеров; он усвоил и применил теории, которым они учили. Основываясь на собственном опыте танцора и учителя, а также на ассоциациях с другими танцорами, артистами и музыкантами, он продолжал учиться, делясь своими знаниями и мудростью на протяжении почти восьмидесятилетней карьеры. Сирил Бомонт, всемирно известный историк танца и друг Чекетти, сказал: «Что меня больше всего поразило в методе обучения Чекетти, так это то, как каждое упражнение играло определенную и запланированную роль в техническом развитии ученика. В системе нет ничего случайного, ничего, что зависело бы от настроения учителя в данный момент. Есть определенный план ежедневных занятий».

Наследие учения Чекетти продолжает расти. Среди знаменитых танцоров, на которых оказал влияние великий мастер, были: Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Серж Лифарь, Мари Рамбер, Джизелла Каччаланца, Винченцо Челли, Алисия Маркова и многие-многие другие.


Поделитесь новостью с друзьями:


Система комментирования SigComments