Иван Вальберх

Постепенно изживая себя, на смену одному направлению в искусстве, приходит другое. Так и на смену классицизму со временем пришел сентиментализм, где на первый план вышли переживания человека, его чувства, его личность.

Одним из ярчайших представителей сентиментализма в литературе был Н. М. Карамзин. А в хореографии – И. И. Вальберх. Русскому искусству сениментализм был очень близок. Он, как ни одно другое направление, полностью раскрывал облагораживающее влияние природы на людей и вопросы нравственного воспитания.

В то время, когда Иван Иванович пришел на сцену, фамилия русского балетмейстера в театральной афише просто не допускалась. Вальберх имел дворянское происхождение. Родился Иван Вальберх в Москве, в 1766 году, в семье портного театральных костюмерных. В десять лет он был зачислен в балетную школу, по окончании которой его приняли в придворную труппу. Причем, благодаря своим преподавателям – Анджиолини и Канциани, его приняли сразу на солиста с высоким окладом. Обычно оклад выпускника был меньше вдвое.

Уже в 28 лет Вальберх получил звание инспектора балета и возможность преподавать в театральной школе. Одновременно с этим он начинает свою балетмейстерскую работу. Его первый балет «Счастливое раскаяние» был решен именно в духе сентиментализма. Иван Вальберх старался затронуть высокие чувства зрителя, его нравственные стороны. И в каждом сюжете, которые использовал для своих постановок он старался показать назидательную мораль. Свои балеты он делал максимально приближенными к реальной жизни. При этом работая с мифологическими темами («Орфей и Эвридика»), или с произведениями литературы («Ромео и Юлия» по Шекспиру, «Поль и Виргиния» по Сен Пьеру).

Лишь в своем балете «Новый Вертер», Вальберх обратился к проблемам, которые действительно волновали Москву в то время, а также оформил его весьма непривычно, выпустив мужчин на сцену во фраках, а девушек – в модных платьях.

Иван Вальберх стал руководителем русской школы, после чего на петербургской сцене, наконец, стали появляться русские солисты. Но по приезду приглашенного балетмейстера, Шарля Луи Дидло, которого Вальберх воспринял враждебно, Ивана Ивановича в срочном порядке командировали в Париж «усовершенствовать талант». По сути его отстранили от руководства.

Будучи в Европе, Вальберх остается верен русскому хореографическому искусству, считая, что французский балет только «ломает» хореографию, исполнителей от называет слабыми, а оформление спектаклей не достоверным. Он считает, что только в русских спектаклях присутствует и достойная драматургия, и содержательность, и актерское исполнительство, и талантливое музыкальное сопровождение русских композиторов.

Вернувшись в Петербург, он с разочарованием понимает, что на родине все так же увлекаются Францией, забывая при этом не только русских исполнителей, но даже, элементарно – язык.

Но в глубине души, Вальберх понимал, что его балеты уступали балетам Дидло в изяществе хореографии, ведь в первую очередь он ратовал за содержательность спектакля.

Вскоре Вальберх отправляется в Москву на открытие императорского театра на Арбатской площади. Там он продолжает работать над постановками, занимается вопросами московской балетной школы и в последствии переводится в Москву.

Он принял принципы балета, которые разработал Новер. Его в первую очередь волновали хореографическая драма, человеческие страсти. Герои его балетов были убедительными и боролись за свое личное счастье. Сентиментальные балеты Вальберха в определенной степени воспитывали зрителя, заставляли его сопереживать, сострадать и симпатизировать персонажам.

Умер Вальберх 4 июля 1819 года.


Поделитесь новостью с друзьями:


Система комментирования SigComments