Создание сайта: Web-cтудия "ComBF"
Голейзовский Касьян Ярославович
Касьян Ярославович родился в Москве 22 февраля (5 марта) 1892 года. Мать будущего хореографа – артистка балета Большого театра, Елена Дмитриевна Голейзовская, отец – артист оперы, Ярослав Матвеевич Голейзовский, умер до рождения сына. Свое имя балетмейстер получил в честь Святого Касьяна, день которого празднуется 29 февраля.
Профессиональное обучение балету Касьян начал в Московском Хореографическом Училище, куда его привела мама. А затем был переведен в Петербург. Многие знаменитые танцовщики, у кого Касьян учился, а также вместе с кем обучался хореографии, формировали мировоззрение и эстетический вкус балетмейстера, а также его личность.
Зачисленный после выпуска в Мариинский театр, Голейзовский по собственному желанию решил вернуться в Большой театр, где и участвовал во множестве постановках Горского и при этом считая традиционную классику невероятно скучной, классические балеты – похожими друг на друга. В ту эпоху многие считали, что классика уже сильно устарела. Касьяну хотелось созидать, создавать что-то уникальное, а не только танцевать в балетных спектаклях.
Первые постановки у Голейзовского появились достаточно рано. Он начал ставить с 1915 года. Начиная с номеров для кабаре «Летучая мышь» и танцев в драматических спектаклях, постепенно совершенствуясь до целых концертных программ.
Голейзовский был удивительно образованным и всесторонне развитым человеком. Он всегда с жадностью стремился обучиться чему-то новому, будь то игра на скрипке или фортепиано, или иностранные языки, или искусство живописи, для обучения которому он брал уроки у самого Врубеля. И все эти знания помогали ему при создании своих уникальных хореографических миниатюр. С 1918 года Касьян перестал танцевать и полностью посвятил себя балетмейстерскому искусству.
Хореограф не раз в прессе говорил, что Большой театр следует полностью реформировать, дабы заново заполнить его репертуар спектаклями, лишенными рутины. Труппа хореографа «Московский камерный балет» была известна практически всем творческим людям в Москве. А вскоре Касьяна Ярославовича пригласили в Большой театр, предоставив возможность творить на главной сцене Москвы. И уже в 1925 году он показал на сцене Большого театра свой балет «Иосиф Прекрасный» на музыку композитора Сергея Василенко. Хореография в этом балете была заменена с классического танца на свободный танец, обогащенный сложными акробатическими поддержками. Ему удалось найти интересное сценографическое решение. Главные партии в этом балете были исполнены Любовью Банк и Василием Ефимовым. Но балет вскоре сняли с репертуара. Владимир Тихомиров, руководитель балетной труппы, был настоящим классиком-традиционалистом и балет с совершенно новой, непривычной хореографией пришелся ему не по вкусу. В довершение ко всему, библейская тема, которую раскрывал в своем балете Касьян Ярославович была для того времени идеологически опасна.
Создание его работ, в том числе и хореографических миниатюр пришлось на начало эры «драмбалета», отчего спектакли его недолго держались на афишах Большого театра. Он был настоящим новатором. И, к сожалению, после его постановки «Половецких плясок», на сцене Большого театра он больше ничего не ставил на протяжении практически 30 лет. А в какой-то момент его вовсе боялись приглашать для своих постановок, и он остался без работы.
И только в 1962 году его вновь пригласили в Большой театр. И на этот раз его хореография, поставленная на музыку таких композиторов, как Скрябин, Шопен, Лист, обогащена так некогда нелюбимым классическим танцем.
«Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь», «Нарцисс», поставленный специально для Владимира Васильева, а также Цыганский танец из балета «Дон Кихот» - все эти работы Касьяна Ярославовича можно было увидеть на сцене Большого театра.
Он поставил множество великолепных миниатюр, интереснейшие балеты, в том числе и созданные на фольклорные темы. Но последней его постановке не повезло – его вытеснила из репертуара «Легенда о любви», поставленная Юрием Григоровичем.
По-своему экспериментальное постановки Касьяна Ярославовича Голейзовского навсегда изменила хореографию XX века, позволив развиваться этому искусству совершенно по-новому. Его удивительно красочные миниатюры, лаконичные и в то же время такие наполненные композиции внесли огромный вклад в балетмейстерское ремесло. Сам Джордж Баланчин считал Голейзовского своим учителем и почитал его талант.
Умер великий хореограф 4 мая 1970 года. Похоронен был на простом кладбище, расположенном под Тарусой.
Поделитесь новостью с друзьями:
Система комментирования SigComments