Создание сайта: Web-cтудия "ComBF"
Вечеслова Татьяна Михайловна
Заслуженная артистка РСФСР (1939), заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), лауреат Государственной премии СССР (1946), педагог. Дочь Е.П. Снетковой.По окончании Лениградского хореографического училища (педагог А.Я.Ваганова) в 1928 дебютировала на сцене Ленинградского театра оперы и балета в партии Гюльнары ("Корсар"). Первая исполнительница партий: Флорина ("Утраченные иллюзии", 1936, балетмейстер Р.В.Захаров), Маниже ("Сердце гор", 1938, балетмейстер В.М. Чабукиани, первое исполнение в Ленинграде), Паскуале ("Лауренсия", 1939, балетм. тот же), Татьяна ("Татьяна", 1947, балетмейстер В.П. Бурмейстер). Исполнила партии: драматические - Эсмеральда (1935, балетмейстер Ваганова, первое исполнение), Зарема, Тао Хоа (1949, балетмейстер Захаров, первое исполнение); комедийные - Кривляка ("Золушка", 1946, балетмейстер К.М. Сергеев, первое исполнение; Гос. пр. СССР, 1947), Лиза; Нунэ ("Гаянэ", 1942, балетмейстер Н.А. Анисимова, первое исполнение); лирические - Жизель, Аврора, Одетта - Одиллия, Золушка; бравурно-виртуозные - Китри. Создала образы, отмеченные изяществом, отточенностью танцевальной формы, артистическим дарованием. В 1933-34 выезжала на гастроли в США.
Окончила сценическую деятельность в 1953. В 1952-54 - художественный руководитель, в 1969 - 70 педагог Ленинградского хореографического училища, в 1955-69, 1970-71 педагог-репетитор Театра им. Кирова. Автор книг и статей о балете.
Снималась в кинофильме "Концерт мастеров искусств" (1952); была знакома с Анной Ахматовой, посвятившей ей стихотворение:
Дымное исчадье полнолунья,
Белый мрамор в сумраке аллей,
Роковая девочка, плясунья,
Лучшая из всех камей.
От таких и погибали люди,
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла.
1946
"Я всегда любила часы подготовки перед выходом на сцену. Не торопясь загримироваться, проверить, все ли на месте, еще раз повторить мысленно основные акценты и детали образа, который с каждой минутой словно приближался и вырастал во мне.
Я не любила делать экзерсис перед началом спектакля, отступая тем самым от обязательного правила, которое выполняет любой актер балета, выходящий на сцену. Многие считали, что это является лишь свидетельством моей лени. Нет, дело здесь было не в лени. Мне нетрудно было отдать двадцать минут скучным упражнениям, но они точно уводили меня от того состояния, которое я несла в себе в последние мгновения перед выходом на сцену. Я хотела оставаться «новой», еще не тронутой работой, для того чтобы сразу начать действовать перед зрителем.
Я не хочу сказать, что это правильно. Но когда мне приходилось заниматься экзерсисом, то делала я это больше из-за того, что так нужно, а не по необходимости. Впрочем, оговорюсь: мои мышцы имели свойство разогреваться моментально, без предварительного, особого экзерсиса.
Как-то я разговорилась на эту тему с артисткой Большого театра О. В. Лепешинской. Я встретила в ней единомыслящую (а она невероятно трудолюбива).
«Я тоже не люблю заниматься перед выходом на сцену. Наработаешься, как будто из тебя все вытряхнули, и ощущение праздника уходит,— сказала она.— Я чаще занимаюсь после конца спектакля, чтобы привести в порядок мышцы».
Однако все это индивидуально, здесь трудно давать рецепты. Ясно одно: перед началом спектакля у актера должна быть величайшая сосредоточенность, должна быть готовность к полной отдаче всех своих духовных и физических сил.
...Итак, я стояла за кулисами перед выходом на сцену первый раз в своей актерской жизни.
— Ни пуха, ни пера,— услышала я сразу несколько голосов стоящих рядом со мной товарищей и, не успев ответить традиционным «к черту», выскочила на сцену.
Неожиданно меня встретили аплодисментами. Зал был огромный, манящий, таинственный. Впереди, за сверкающим краем рампы, за оркестром возвышалось подсвеченное снизу лицо дирижера. Я сделала один шаг, другой. И вдруг услышала музыку — ясно, совсем близко. Она повела меня, и я слушала теперь только ее...
Не помню подробностей, как я танцевала. Было это, очевидно, далеко не совершенно. Но все время на протяжении спектакля я находилась в состоянии приподнятости и творческого запала. Ф. В. Лопухов и А. Я. Ваганова остались довольны мною. Роль Гюльнары ["Корсар"] прочно вошла в мой репертуар.
Минуло два года с того памятного для меня вечера. Я станцевала много партий. Пожалуй, самой важной из них была роль Тао Хоа в балете «Красный мак». Для меня, молодой актрисы, она оказалась серьезным испытанием. Мне особенно трудно было создать этот образ, потому что партию Тао Хоа до меня первой станцевала такая замечательная, опытная артистка, как Е. М. Люком. После блестящего исполнения Е. В. Гельцер в Москве, она воссоздала на сцене нашего театра неповторимый образ китаянки, трогательный и глубоко драматичный. До сих пор помню хрупкую фигуру Люком, ее мелкую, торопливую походку, испуганные лучистые глаза, смотрящие на жестокого хозяина Ли Шан-фу (его великолепно играл Л. С. Леонтьев).
Наверное, в моих первых выступлениях в роли Тао Хоа было заметно подражание. Мне еще недоставало своего отношения к образу, не было зрелости, умения. И внешние повадки, походка, очевидно, помимо моей воли, в чем-то напоминали Е. Люком. Но подражание это было не преднамеренным, ибо даже в юности я противилась копированию в искусстве. Пусть уж лучше несовершенное, но свое! Моей сокровенной мечтой, которую я лелеяла, была мечта станцевать Эсмеральду. Об этом я боялась сказать вслух. Один Л. С. Леонтьев, мой педагог актерского мастерства в училище (он также являлся членом Художественного совета театра), знал об этом.
Много раз, еще с детства, перечитывала я «Собор Парижской богоматери», ходила на все спектакли «Эсмеральды» (кроме О. Спесивцевой и Е. Люком, на протяжении десятилетия никому не поручали эту роль) и мечтала, мечтала...
Я знала все танцы, все дуэты, все сцены Эсмеральды. Я полюбила этот образ, он стал мне близким. Казалось, что я смогу выйти на сцену и отдать зрителю все, что накопилось в душе и в мыслях, что полюбилось и стало своим.
Однажды меня подозвал Л. С. Леонтьев и сказал, что, несмотря на сопротивление некоторых артистов, на Художественном совете решили дать мне попробовать разучить долгожданную роль. Страховки в спектакле не было, и пришла необходимость ввести новую исполнительницу.
— Работать над этой ролью будем долго,— сказал он. - Мы спорили о кандидатуре — образ сложный, многогранный - и все же остановились на вас. Надеюсь, что вы справитесь, так как данные у вас для этого есть.
С нетерпением ждала я репетиций. Через несколько дней состоялась одна из них. Но потом наступил длительный перерыв.
Выдвижение молодежи происходило значительно сложнее и медленнее, чем сейчас, но зато мы с осо бенной бережностью подходили к каждой новой, порученной нам роли.
Моя работа над Эсмеральдой явно затягивалась.
29 марта 1931 года, когда в театре шла очередная репетиция, меня вызвали в дирекцию. Управляющая труппой О. С. Левич начала со мной такой разговор:
- Таня, завтра по афише идет «Дон Кихот». Обе исполнительницы не могут танцевать — Иордан больна, Люком уехала на концерт в Москву. Вам придется выручать; спектакль куплен организацией. Сейчас я должна договориться с ней: мы можем поставить или «Лебединое», или «Красный мак». Что вам легче без репетиций?
Я сказала, что конечно — «Мак».
— Тогда я сейчас буду звонить.
Она сняла трубку телефона и, вызвав представителя учреждения, объяснила ему ситуацию. Но ей заявили, что «Лебединое озеро» и «Красный мак» они уже видели, и единственно что их интересует — это «Эсмеральда».
Зажав трубку рукой, она сообщила мне об этом, взволнованно спросив:
— Что же делать?
И тут у меня мелькнула смелая, почти безумная мысль, которую я робко высказала ей:
— Я станцую вам завтра Эсмеральду, если вы доверяете мне.
— Но ты же не знаешь спектакля,— возразила мне Ольга Семеновна.
— Нет, я знаю и не подведу вас, — сказала я уже более решительным голосом.
— Я согласна,— шепотом ответила мне Левич,— сейчас я спрошу.
И объяснив в телефон, что спектакль пойдет с новой исполнительницей, она назвала мою фамилию. Ей ответили утвердительно.
— Ну вот, все в порядке, ты так мечтала об этом. Видишь, судьба за тебя, хотя ты, правда, безумная!
И сейчас, когда я пишу эти строки, мне на память приходят великолепные слова норвежской писательницы Сигрид Унсет: «...Хорошие дни выпадают на долю разумных людей, но лучшие дни достаются тому, кто посмеет быть безумным!»
Да, тогда, в то время поступок мой был дерзостью, даже безумием! Но сколько счастья принесли мне эти сутки! Я могла мечтать, надеяться, ожидать приближающегося часа спектакля, который казался мне волшебным.
В те часы я любила всех и все. Я любила О. С. Левич, я любила актеров, которые со мной пришли на единственную репетицию. Я любила возвращение с репетиции домой, потому что я могла думать о предстоящем спектакле как о своем, я любила жизнь во всем ее многообразии, в ее обещании, что все сойдет хорошо. Я любила весенний ленинградский вечер, я любила всех людей!
Я не шла, а летела домой, как на крыльях... Войдя в квартиру, я сказала маме:
— Сядь, мамочка, и не волнуйся...
У мамы сделались испуганные глаза, она послушно села на стул.
— Завтра я танцую «Эсмеральду»! — торжественно произнесла я.
Мама, ахнув, всплеснула руками и, как все мамы, захлопотала, засуетилась, чтобы накормить меня, приготовить все к торжественному дню, ободрить добрым напутственным словом перед спектаклем".
Поделитесь новостью с друзьями:
Система комментирования SigComments