Создание сайта: Web-cтудия "ComBF"
Васильев Владимир Викторович
В творчестве Владимира Васильева ярко и сильно утверждаются лучшие черты современного актера хореографического театра, современного исполнительского стиля. В чем они заключаются? В блестящем владении техникой, законами классического танца и вместе с тем в смелом преодолении привычного канона, традиционного образа классического танцовщика, кавалера.
Виртуозность танца соединяется у Васильева с абсолютно свободным и радостным самораскрытием, с человеческой «откровенностью» в творчестве. Ревностно следя за правильностью классической формы, он в то же время не подчиняется условностям балетного спектакля, не прячется за ними и, танцуя даже традиционные партии, всегда находит возможность сказать в них свое и по-своему.
Творчество Васильева прочно связано с лучшими традициями русской хореографии и вместе с тем является примером смелого поиска. Он невольно заставляет уважительно вспоминать прошлое и с надеждой думать о будущем нашего искусства.
Васильев — воспитанник Московского хореографического училища, в стилистике его исполнения проявляются особенности именно московской школы мужского классического танца.
Лучшие представители этой школы, такие мастера, как В. Тихомиров, М. Мордкин, утверждали даже в старом, традиционном репертуаре черты яркого «танцевального реализма». Им была свойственна волевая, мужественная манера танца, широкий пластический жест, тяготение к героическим, крупным характерам. Они отбрасывали томную меланхоличность, рафинированную изысканность балетных принцев и кавалеров, их образы были монументальны и живописны.
М. Мордкин явно тяготел к смелой характерности танца, он боролся с безликостью мужских партий в старых балетах, создавал такие драматически насыщенные образы, как Мато в «Саламбо», охотно обращался к игровым характерным ролям (Хан в «Коньке-Горбунке» и др.), танцевал множество чисто характерных партий и концертных номеров.
И вот это тяготение к мужественной, волевой манере танца, стремление к полнокровной характерности хореографического образа снова оживает в творчестве Васильева.
О Васильеве можно со всей определенностью сказать, что он является носителем и продолжателем лучших реалистических традиций Горского, Тихомирова, Мордкина. И вместе с тем это подлинно современный актер, способный к постижению всех сложностей и тонкостей современной хореографической мысли. Танцуя Данилу в «Каменном цветке», он легко осваивает глубину музыкального и танцевального симфонизма С.Прокофьева и Ю.Григоровича.
Васильев является первым исполнителем партии Иванушки в «Коньке-Горбунке» Р. Щедрина, Щелкунчика и Спартака в балетах П.Чайковского и А.Хачатуряна, но, по сути дела, почти все его партии, даже в очень старых балетах,— первооткрытия. Он способен создавать образы, еще не бывшие, еще не жившие на балетной сцене, и по-своему, по-новому раскрывать партии, имеющие давние традиции и обросшие не менее давними штампами. Он, кажется, никогда не исполнял чисто характерные танцы, но пластика его всегда по-разному окрашена, он танцует всегда в разном «характере», привнося в свои движения дух и стиль то русского, то восточного, то античного танца.
Актерские способности Васильева проявились очень рано.
На одном из выпускных спектаклей семнадцатилетним мальчиком он сыграл роль мрачного ревнивца и мстителя Джотто в балете «Франческа да Римини» на музыку П. Чайковского (постановка А. Чичинадзе). Трудно было поверить, что это играет юноша, почти мальчик. Уже в этом раннем выступлении наметился трагический масштаб образа.
Не только в танцевальных эпизодах, но и в каждой внешне статичной позе, в каждой паузе, в каждом сдержанном жесте ощущалась бурная внутренняя динамика, огромная экспрессия. Все было раскалено до предела. В Джотто — Васильеве бушевали дикие, звериные порывы отчаяния, мести, ненависти, но они были скованы ледяной и коварной волей, он словно цепенел от злобы, застывал в страшной настороженности, выжидал и следил за каждым шагом Франчески и Паоло, незаметно ткал паутину, в которую они должны были быть пойманы. Образ, созданный им, вызывал в памяти непостижимую жестокость блестящих и коварных властителей средневековья и раннего Возрождения, беспощадных мстителей, интриганов, изощренных убийц и отравителей вроде Цезаря Борджиа.
Васильев был весь в черном, его горящие глаза, бледное лицо, зловеще цепкие движения сразу приковывали внимание. В нем чувствовались трагическая одержимость, неотвратимость рока, фанатическое отношение к миссии мстителя.
В этой роли прежде всего поражали артистические способности юноши. По ним можно было предположить, что он будет прекрасным актером пластически-пантомимного плана, что это будущий Тибальд, Ганс, Абдерахман.
Но затем последовали другие партии, и все увидели исключительные танцевальные данные Васильева — его сильные, высокие прыжки, бурные верчения, искрометность и блеск заносок. Для него не существует трудностей переходов, он может легко, играючи перейти от могучих, львиных прыжков к сверкающей россыпи мелких ювелирно-отточенных движений. Васильев обладает удивительной экспрессией танца, его танцевальная энергия неистощима.
Кажется, что Васильев всегда хочет, жаждет, рвется танцевать, просто не может не танцевать. Когда наступает момент его вариации, видишь, что это счастливейшее мгновение его жизни, он весь расцветает, глаза его начинают сиять, он радостно и благодарно, а не хвастливо и высокомерно, наслаждается своей силой, ловкостью, молодостью, бьющим через край ощущением полноты жизни. Причем в этом нет и тени премьерства, надменного сознания своей исключительности; все это открыто, щедро и безоглядно отдано спектаклю, партнерам, зрителю. Актеру словно необходимо «поделиться» с людьми своей влюбленностью в искусство и жизнь. Здесь исток той исключительной заразительности, которой обладает танец Васильева.
Он танцует жадно, и мы так же жадно следим за ним, кажется, что эти мгновения неповторимы, что мы больше никогда не увидим подобного, что перед нами не воспроизведение хорошо выученного танцевального рисунка, а щедрая, безудержная импровизация, что невозможно будет потом повторить этот чудесный каскад прыжков, верчений, могучих и легких взлетов, неожиданных, смелых ракурсов и поворотов.
Вот эта неожиданность, впечатление импровизационности танца Васильева — одна из существенных черт его индивидуальности, один из «секретов» его воздействия на зрителей.
Все это очень ясно живет в танце Васильева — русская удаль, храбрость, простодушие и доброта.
Две первые его роли в Большом театре были русские — Данила в «Каменном цветке» С. Прокофьева и Иванушка в «Коньке-Горбунке» Р. Щедрина. Если в первой партии эти качества возникали в поэтическом преломлении, то во второй торжествовала стихия юмора, озорства, почти скоморошьей игры, яркая красочность русского лубка.
В этих партиях открылось, освободилось «естество» Васильева, природное обаяние его натуры. Был снят черный парик Джотто, наклейки, помогавшие создать хищный профиль трагического злодея, и мы увидели открытое, круглое, курносое лицо, живые, добрые и лукавые глаза, светлые взъерошенные волосы. Вместо бархатного колета — легкая широкая русская рубаха. Все это удивительно шло, удивительно пристало Васильеву. В этих партиях выявилась глубоко национальная, народная природа его дарования.
Партия Иванушки в балете Р. Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А. Радунского) не отличается особой свежестью и остротой хореографического рисунка, ее некоторое своеобразие и юмор заключаются в игровых, пантомимных моментах. Васильев придает своей пластической «повадке» в этом балете национальные черты, находит интонации, идущие от русской народной пляски — медлительная «растяжечка», неторопливая широта и размах всех движений, озорство в технически сложных «коленцах». Васильев танцевален и пластичен в самой «неуклюжести» своего Иванушки, даже в том, как он стоит, подбоченясь, широко расставив ноги, удивленно и весело взирая на все творящиеся вокруг него чудеса. Кажется, что он все время видит «диво-дивное».
Танцуя дуэт с Царь-девицей, он с таким наивным удивлением смотрит на поднятую ногу балерины, словно впервые увидел такое «чудо», впервые попал в сказочно необычный мир балетного спектакля. И все сложности дуэтных поддержек Иванушка — Васильев преодолевает словно в силу природной смекалки, а не в результате долгой балетной выучки.
Васильев — настоящий сказочный Иванушка-дурачок, бесхитростный и доверчивый, смешной и поэтичный в одно и то же время. Как будто простодушный дурачок, а на самом деле лукавый мудрец, ясный душевный покой которого не могут нарушить никакие горести и неудачи. Иванушка — Васильев абсолютно бесстрашен, ко всем опасностям он относится с интересом и любопытством, беззлобно и бестревожно.
В роли немало комедийных ситуаций, в которых актера подстерегает опасность нажима, наигрыша. Васильев счастливо избегает этой опасности, сохраняя мягкость юмора даже в самых грубоватых приемах буффонады.
Но, пожалуй, самое примечательное в исполнении Васильева то, что, передавая простодушие Иванушки, он сохраняет какой-то едва уловимый «взгляд со стороны», иронию современного актера. В этом сказалась его музыкальная чуткость, ибо народность партитуры Р. Щедрина сочетается с остроумием и блеском современного музыкального языка, с интеллектуальностью, ироничностью, заставляющей вспомнить русские темы в изложении таких композиторов, как С.Прокофьев и И.Стравинский.
Яркая самобытность, неповторимость таланта Васильева ощущалась с самых первых его выступлений на сцене Большого театра. Недаром старейший балетмейстер Ф. Лопухов относил Васильева к тем молодым артистам, кто «уже сейчас больше других выражает собственное отношение к искусству танца» .
Тот же Лопухов в своей последней книге «Хореографические откровенности» пишет о Васильеве еще более определенно: «Талант Васильева...— талант самобытный и, главное, современно русский. Я хорошо знаю многих танцовщиц и танцовщиков и с большой уверенностью могу определить их амплуа. А вот относительно Васильева я задумываюсь. И возможно, это происходит оттого, что в наше время — в наступившую эпоху Возрождения балета — могут и должны возникнуть новые амплуа. Это заставляет меня приглядываться к Васильеву и не применять старых мерок... Дарование Васильева выше и оригинальнее иных талантов прошлого». Лопухов называет Васильева новым, типично советским талантом.
Другой русский балетмейстер, К.Голейзовский, как бы поддерживает и развивает мысли Ф. Лопухова:
«Я видел Тихомирова, который являлся учителем всех наших больших московских танцоров, видел чудесного Сергея Легата, Мордкина, необычайной красоты человека, актера с бешеным темпераментом... Видел Нижинского, поклонялся ему... Но такого, как Володя Васильев, я не встречал... Такого танцора я вижу в первый раз в жизни. Может быть, когда-нибудь были такие раньше, но нет... Я такого не помню!»
Так же восторженно отзываются о Васильеве и зарубежные мастера хореографии. «Я никогда не видел такого танцора, как Васильев,— сказал известный французский балетмейстер Морис Бежар.— Он соединяет в себе все: виртуозность, технику, драматический талант, находчивость и силу».
Французская балерина Иветт Шовире называет танец Васильева «безбрежным». Крупный английский критик Арнольд Хаскелл, увидев Васильева на балетном конкурсе в городе Варна, сказал: «Танец Васильева меня просто потряс, такого я не видел за всю мою долгую жизнь».
Когда думаешь о яркости, внутренней силе и глубине танца Васильева, приходишь к выводу, что они являются результатом не только самоотверженного служения своему искусству, но и результатом многообразия его жизненных интересов и увлечений, напряженности его духовной жизни.
Васильев страстно увлекается живописью. «Рисовать я любил всегда. Но с началом учебы в хореографическом училище мое увлечение, естественно, отошло на второй план. Но я часто посещал музеи, выставки, задумывался над манерой письма того или иного художника, да и в жизни встречал такие сюжеты, которые, как мне казалось, сами просились на полотно. В общем, вскоре я вернулся к мольберту». Он пишет портреты, но чаще всего — пейзажи. В его живописных работах привлекает искренность, лиричность. Интересно, что темой его работ никогда не является балет — на его полотнах запечатлена задумчивая прелесть Тарусы, спокойная величавость Андроньевского монастыря, жизнерадостная пестрота парижского кафе, обаяние осеннего пейзажа...
Васильев музыкален, играет на рояле. Он владеет пером, ему принадлежат интересные, живо написанные очерки об А. Ермолаеве, Г. Улановой, К. Голейзовском, Надежде Павловой.
Во всем, что он делает, проявляется кроме огромной работоспособности стихийная одаренность, «шаляпинская» широта русской артистической натуры.
Поделитесь новостью с друзьями:
Система комментирования SigComments