энциклопедия балета критика Новости культуры Интервью Галерея

 

 



Главная > Новости Balletrf.ru > Просмотр

10.03.2010 - Вячеслав Васильев. Жизнь, отданная танцу

Вячеслав Васильев. Жизнь, отданная танцу

К 50-летию со дня рождения и 32-летию творческой деятельности замечательного классического танцовщика, народного артиста Бурятии Вячеслава Васильева.

Вячеслав Васильев и сегодня на сцене, в спектаклях Бурятского академического театра оперы и балета, он полон энергии и огромной любви к балетному искусству, которому посвятил себя и остается верным всю свою жизнь. Но в честь юбилея хочется рассказать о самом примечательном в его творческой биографии.

В. Васильев - представитель известной театральной династии Васильевых: народного артиста РБ, почетного профессора ВСГАКИ, педагога и публициста Бакалина Николаевича Васильева и мастера по художественному гриму, заслуженного работника культуры РБ Маргариты Николаевны Васильевой (Халбаевой). У истоков этой династии стояла сестра Б.Н. Васильева - Галина Николаевна, работавшая в балете Бурят-Монгольского музыкального театра.

«Я родился в театральной семье, - говорит Вячеслав. - С детства в театре. Когда подрос, вопроса о выборе профессии не возникало - естественно, в хореографию». Действительно, многие дети артистов росли в театре, ездили на гастроли и даже выступали: маленький Слава, например, исполнял детскую роль Рыцаря в балете «Дон-Кихот».

Вячеслав Васильев пришел в Бурятский театр оперы и балета в 1978 году после окончания прославленного Ленинградского хореографического училища (ныне - Санкт-Петербургская академия русского балета имени А.Я. Вагановой). Балетная труппа театра пополнилась талантливым танцовщиком, обладающим прекрасными природными данными - высокий рост, утонченная фигура, элегантность, благородно-академическая манера и отличная школа классического танца.

Уже в первый год своей работы в театре Вячеслав исполнял сложные классические партии, требующие строгой академической формы - Юноша в «Шопениане», Принц в «Щелкунчике», па-де-труа в «Лебедином озере». В этих партиях В. Васильев раскрылся как прекрасный танцовщик лирико-романтического плана.

В 1979 году состоялись гастроли бурятского театра в Москве, Ленинграде, Ставрополе и Краснодаре, где Вячеслав выступил в различных сольных вариациях. В концертной программе он исполнил вариацию друзей в «Легенде о любви» и Седьмой вальс Шопена. Гастроли прошли с огромным успехом, и театру был присвоен высокий статус академического.

В 1982 году в Улан-Удэ состоялся I фестиваль «Молодые голоса и молодой балет России». На фестивале Вячеслав великолепно станцевал партии характерного амплуа: Черного Вихря в «Красавице Ангаре» и Эспады в «Дон-Кихоте», что говорит о большом артистическом даровании и мастерстве молодого артиста. «С каким проникновением, и с каким увлечением В. Васильев создает образ Черного Вихря», - писал Ю. Тюрин в статье «Экзамен держит юность» (ж-л «Советский балет», 06.07.1982). Вячеслав Васильев этот экзамен выдержал с честью.

Чтобы блистать на сцене, артистам балета приходится много и упорно работать, оттачивая мастерство, и Вячеслав все свое время проводил в театре, в балетном зале. «Он может много часов подряд репетировать, - говорила педагог-репетитор З.Н. Тыжеброва, - просто фанатически предан балету. А внешне, сами видите, сложен великолепно. У нас это называется фактура, есть из чего делать». А вот строки из раннего творческого портрета В. Васильева: «Копилка молодого танцовщика пока не так уж тяжела, но уже в ней присутствуют роли, вызывающие уважение к мастеру, осилившему их. Слава исполнил па-де-труа в «Лебедином озере», Принца в «Щелкунчике», Юношу в «Шопениане». Его прекрасные внешние данные и умение работать говорят сами за себя» («Каждый день до предела», Л. Занданова, газета «Правда Бурятии», 03.04.1982).

В дальнейшей работе еще более расцвел талант В. Васильева как исполнителя классических партий лирико-романтического направления. В его репертуаре - целая галерея ярких сценических образов, созданных артистом на сцене родного театра, его танец отличают благородная осанка, чистота линий. Он красив и изыскан в партиях Принца в «Лебедином озере», Вацлава в «Бахчисарайском фонтане», Солиста в «Пахите».

В 1989 году произошло значительное событие, существенно отразившееся на творческой жизни В. Васильева - гастроли театра в Москве и Ленинграде. Вот что говорил о Вячеславе в газете «Бурятия» народный артист России В.А. Ганженко: «Помню, как Вячеслав Васильев со своей партнершей Людмилой Кондратьевой прекрасно станцевали «Жизель» на сцене Мариинского театра. Получили они высокую оценку. Вячеслав Васильев достойно несет традиции академического балета в нашем театре».

В 1990 году состоялась премьера балета Ю. Ирдынеева «Лик богини» в яркой постановке главного балетмейстера театра О. Игнатьева и Д. Даваа (Монголия). Вячеслав Васильев исполнил тогда главную партию Мастера, получив оценку известного московского балетного критика Н. Садовской: «В. Васильев – премьер театра – танцевал вариации в привычной манере, где в партии Мастера преобладала академическая лексика. Возникло ощущение, что язык санскрита вдруг обернулся петербургской речью» («Шаг в неизведанное, или путь к познанию», ж-л «Советский балет», 3’1991).

К моменту творческой зрелости в репертуаре у В. Васильева все основные ведущие партии - Ферхад в «Легенде о любви», Альфред в «Даме с камелиями», Резанов и Федерико в «Авось!», Иван-царевич в «Жар-птице», Шахрияр в «Тысяче и одной ночи», Енисей и Черный Вихрь в «Красавице Ангаре», Антонио в «Испанских миниатюрах», и другие. Исполнительскому мастерству Вячеслава Васильева присущи изящество, чистота линий, обаяние, одухотворенная пластика, техническая оснащенность, гармония и строгая академическая форма классического танца.

Свое очарование танцем В. Васильева выразила в газете «Бурятия» (16.02.1999) А. Шергина: «Мне понравился Черный Вихрь – Вячеслав Васильев. Его грациозные движения говорили о гордости и красоте. Подобно ястребу он парил над сценой». «Музыкально и хореографически заостренные эмоциональные состояния передаются Светланой Эрдынеевой и Вячеславом Васильевым в новелле Россини «Вильгельм Телль», в постановке Б. Мягкова», - отмечал исполнительское мастерство главных героев спектакля театровед А. Политов («От Россини до Стравинского», ж-л «Балет», 4’96).

За свою творческую биографию В. Васильев продемонстрировал всю разноплановость своего таланта - от лирико-романтической классики до характерно-актерского амплуа. О широте творческого диапазона В.Б. Васильева отлично отзывался кандидат искусствоведения, з.р.к. РФ А. Тумахани: «…В этот вечер мы увидели его в совершенно другом амплуа характерного танцора в роли Тореадора в балете «Кармен-сюита». Хорошие внешние данные, экспрессивность, благородная пластика, выверенная техника дали возможность В. Васильеву создать великолепный образ Тореадора» (газета «Буряад үнэн: Дүхэриг», 21.01.1999).

Великолепная актерская работа В. Васильева отмечалась прессой в спектаклях «Коппелия», «Собор Парижской богоматери», «Анна на шее». В своей рецензии на балет Делиба «Коппелия» Б. Орбодоева пишет: «Вячеслав Васильев создал психологически сложный образ Песочного человека Коппелиуса, выразив его посредством яркой актерской игры, сопряженной с пластико-эмоциональной выразительностью и динамикой танца. Здесь мы увидели, что В. Васильев мастерски владеет искусством сценического и внутреннего перевоплощения» (газета «Бизнес-Олзо», 21.01.2000).

Обширен и разнообразен и его концертный репертуар: па-де-де и адажио – «Лебединое озеро», «Гэсэр», «Океан и жемчужина», дуэты – «Баяр», «Седьмой вальс Шопена», адажио – «Спящая красавица», «Панадерос», и многие другие.

За время своей работы в театре Вячеслав Васильев активно участвует в творческой и общественной жизни театра. С театром он объездил многие города бывшего Советского Союза, с коллективом балета гастролировал за рубежом - в Монголии, на Украине и трижды в Китае. В 1983 году принимал участие в Днях культуры Бурятской АССР в Москве и Свердловске. Участник фестиваля одноактных балетов в Перми в 1989 году.

В восьмидесятых годах В. Васильев был председателем ДОСААФ театра. Под его руководством театр дважды занимал призовые места в городских соревнованиях по стрельбе из малокалиберной винтовки. А в 1985 году за отличную трудовую и общественную деятельность он был премирован комсомольской путевкой в ГДР.

В 1986 году В.Б. Васильеву было присвоено звание заслуженного, а спустя десять лет – народного артиста Бурятии. Он награжден знаком Российской Федерации «За доблестный труд», знаками «Молодой гвардеец XI пятилетки», «Отличник погранвойск», «Победитель соцсоревнования», стал лауреатом республиканского конкурса молодых исполнителей, заносился на Доску Почета театра.

В.Б. Васильев увлекается поэзией, а у супружеской четы Вячеслава Бакалиновича и Светланы Цыреновны двое детей.

Сегодня Вячеслав Васильев продолжает свой плодотворный творческий путь. Поздравляя замечательного артиста с юбилеем, пожелаем ему крепкого здоровья и дальнейших успехов в его благородном труде!

Рада Хосомоева


Архив новостей




 

АфишаНоябрь - 2018
<< >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
 

НОВОСТИ

Архив новостей

подписка на новости


15.05.2010
Выставка открывается к Международному дню танца и посвящена году Франции в России.
На выставке представлены живописные полотна, выполненные на тему балета. Все работы, написанные с натуры, являются эскизами к жанровым композициям.


10.03.2010
К 50-летию со дня рождения и 32-летию творческой деятельности замечательного классического танцовщика, народного артиста Бурятии Вячеслава Васильева.


27.01.2010
Ко дню рождения легенды бурятского балета


02.06.2009


29.04.2009
5 июня 2009 года центр танца "ГРАНДБАЛЕТ" проводит благотворительный концерт "Еще на бис!", который направлен на привлечение внимания общественности к сложному положению ветеранов Большого театра. Эти артисты, которые в свое время прославили Большой театр


30.03.2009
На сцене Государственного Кремлевского Дворца состоялась премьера балета «Снегурочка», представленная труппой театра «Кремлевский балет».


11.03.2009


11.03.2009
25 и 26 марта 2009 года в Государственном Кремлевском Дворце состоится премьера спектакля «Снегурочка»




13/10/2008


10.10.2008
8 октября спектаклем «Пиковая дама» под управлением Валерия Гергиева
завершились гастроли Мариинского театра в Берлине, приуроченные к
225-летию театра


02.09.2008
Со 2 по 19 октября в США (Чикаго, Коста Меса, Беркли) пройдут гастроли балета Мариинского театра, приуроченные к 225-летию театра, которое отмечается в 2008 году.