Image
Центр искуссств Элегия

Энциклопедия балета

Бессмертнова Наталия Игоревна

Удлиненные линии Бессмертновой, ее фигура, руки, бледное лицо с огромными темными глазами, каждая ее поза могут служить олицетворением хрупкости и воздушности. Иногда она кажется ир­реальной, не женщиной, не девушкой, а самим духом романтиче­ского балета, фантастическим существом, словно самой природой созданным по всем «меркам» и образцам ундин, сильфид и вил­лис. Ее можно показывать вместо всех гравюр на лекциях по истории романтического балета XIX века, никакой художник не мог бы создать более совершенной и утонченной стилизации, бо­лее изысканной фантазии на темы белотюниковых балетов. Осо­бенно поразительны руки Бессмертновой, ее узкие, длинные, не­правдоподобно «длящиеся» кисти. Стоит ей протянуть, устремить вперед руку — и ее прыжок, арабеск бесконечно продолжается, продлевается этой удивительной кистью. Ее длинные пальцы до­вершают рисунок каждой позы.

Васильев Владимир Викторович

В творчестве Владимира Васильева ярко и сильно утверждаются лучшие черты современного актера хореографического театра, со­временного исполнительского стиля. В чем они заключаются? В блестящем владении техникой, законами классического танца и вместе с тем в смелом преодолении привычного канона, традици­онного образа классического танцовщика, кавалера.

Виртуозность танца соединяется у Васильева с абсолютно сво­бодным и радостным самораскрытием, с человеческой «откровен­ностью» в творчестве. Ревностно следя за правильностью классиче­ской формы, он в то же время не подчиняется условностям балет­ного спектакля, не прячется за ними и, танцуя даже традиционные партии, всегда находит возможность сказать в них свое и по-своему.

Вечеслова Татьяна Михайловна

Заслуженная артистка РСФСР (1939), заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), лауреат Государственной премии СССР (1946), педагог. Дочь Е.П. Снетковой.По окончании Лениградского хореографического училища (педагог А.Я. Ваганова) в 1928 дебютировала на сцене Ленинградского театра оперы и балета в партии Гюльнары ("Корсар"). Первая исполнительница партий: Флорина ("Утраченные иллюзии", 1936, балетмейстер Р.В. Захаров), Маниже ("Сердце гор", 1938, балетмейстер В.М. Чабукиани, первое исполнение в Ленинграде), Паскуале ("Лауренсия", 1939, балетм. тот же), Татьяна ("Татьяна", 1947, балетмейстер В.П. Бурмейстер). Исполнила партии: драматические - Эсмеральда (1935, балетмейстер Ваганова, первое исполнение), Зарема, Тао Хоа (1949, балетмейстер Захаров, первое исполнение); комедийные - Кривляка ("Золушка", 1946, балетмейстер К.М. Сергеев, первое исполнение; Гос. пр. СССР, 1947), Лиза; Нунэ ("Гаянэ", 1942, балетмейстер Н.А. Анисимова, первое исполнение); лирические - Жизель, Аврора, Одетта - Одиллия, Золушка; бравурно-виртуозные - Китри. Создала образы, отмеченные изяществом, отточенностью танцевальной формы, артистическим дарованием. В 1933-34 выезжала на гастроли в США.

Окончила сценическую деятельность в 1953. В 1952-54 - художественный руководитель, в 1969 - 70 педагог Ленинградского хореографического училища, в 1955-69, 1970-71 педагог-репетитор Театра им. Кирова. Автор книг и статей о балете.

Карсавина Тамара Платоновна

(1885-1978) - артистка балета, эмигрантка. Окончила Петербургское театральное училище (1902). Солистка Мариинского театра (1902-1918), первая исполнительница партий в постановках М.М. Фокина ("Шопениана", "Египетские ночи" и др.). В 1918 - 1929 гг. выступала в Русских сезонах и в труппе Русский балет С.П. Дягилева. В эмиграции с 1918 г., жила в Лондоне. В 1929 - 1931 гг. выступала в труппе "Балле Рамбер". Работала в качестве балетмейстера, возобновив балеты М.М. Фокина для "Сэдлерс Уэллс балле" (1943) и "Вестерн тиэтр балле" (1961). В 1930 - 1955 гг. вице-президент Королевской академии танца в Лондоне. Автор мемуаров. Умерла в Биконсфилд около Лондона.

Лавровский Михаил Леонидович

"Михаил Лавровский с самых первых своих шагов на сцене захва­тил зрителей юношеской пылкостью, горячностью. Он танцевал самозабвенно, словно в каком-то восторженном упоении, в радост­ном возбуждении, в счастливой приподнятости всех своих чувств и ощущений.

Это была, пользуясь словами Пушкина, «бешеная младость». Волевая целеустремленность танца соединялась у юного танцов­щика с чисто мальчишеским азартом, с простодушной жаждой хо­реографических «рекордов». Часто, проделав множество стреми­тельных прыжков и бурных вращений, он, уходя со сцены, уже скрытый кулисой, зачем-то делал последний, самый высокий пры­жок. Зачем, ведь его никто не видит? А просто так, от избытка сил, от неуемной энергии.

Ледовская Наталья Викторовна

Родилась в 1968-ом году во Владикавказе (г. Орджоникидзе). Детство провела в Якутске. Её фамилия, как нельзя кстати, подходит к суровому краю, в котором ей впервые довелось познакомиться с искусством танца.
В возрасте трёх лет мать отдала её в местный детский клуб. Чуткое родительское сердце увидело стремление ребёнка к самовыражению и вовремя поддержало его. Маленькая Наташа налету схватывала новые движения и комбинации, получая невыразимое удовольствие от их выполнения. Ей даже довелось попробовать себя в искусстве вокала, там же в Якутске она репетировала с местным оркестром. Но власть Терпсихоры оказалась сильнее, и уже в 1978 году она поступила в Московское академическое хореографическое училище. За год до поступления комиссия выдала вердикт "Девочка совершенно непригодна для балета", а уже через год она училась в «заветном» МАХУ.

Лиепа Марис Эдуардович

Марис Лиепа — воспитанник двух хореографических школ — риж­ской и московской. Он учился в Риге у талантливого педагога В. Блинова, в Москве закончил класс опытнейшего мастера Н. И. Тарасова. Надо сказать, что первый педагог Лиепы, Вален­тин Блинов (в свое время тоже учившийся у Тарасова), сам был интересным характерным танцовщиком. Как мы увидим, это впо­следствии сказалось в явном тяготении Лиепы к поискам четкой характерности своих партий.

Репертуар выпускного концерта сложился для Лиепы достаточ­но своеобразно: наряду с «актом теней» из «Баядерки», па-де-де из «Дон-Кихота» он танцевал венгерский танец в постановке М. Камалетдинова, болгарский народный танец.

Максимова Екатерина Сергеевна

Творческая жизнь Екатерины Максимовой началась очень счастли­во. Самые первые ее выступления вызвали симпатию и одобрение зрителей. Она обладает тем, что издавна называли счастливыми сценическими данными: у нее прелестное полудетское лицо, точеная фигура, легкие, стройные ноги. Она из тех балерин, которых балет­ные критики в старину сравнивали с севрскими фарфоровыми ста­туэтками, умиляясь грациозной округлостью их движений, розовым обаянием их юности. Ее внешность, танец покоряли очаровательной миловидностью. Почти ребяческие резвость, кокетство, впечатление девичьей беспечальности, мягкости, в которой детская ласковость соединялась с очарованием расцветающей женственности... Иногда черточки капризности, своенравия, простодушной надменности ба­лованной и счастливой девочки. Недаром зарубежные критики лю­бовно называли ее «беби Большого театра».

Нижинский Вацлав Фомич

Нижинский Вацлав Фомич (1889–1950), выдающийся русский танцовщик и хореограф. Родился в Киеве 12 марта 1889. В 1900 поступил в Петербургское театральное училище, где успешно занимался под руководством Н.Г.Легата, М.К. Обухова и Э.Чекетти. В 18-летнем возрасте исполнял главные роли в Мариинском театре.

В 1908 Нижинский познакомился с С.П.Дягилевым, который пригласил его как ведущего танцовщика для участия в «Русском балетном сезоне» 1909. Парижская публика с энтузиазмом приветствовала блестящего танцора с его экзотической внешностью и поразительной техникой. Талант Нижинского проявился в таких спектаклях М.М.Фокина, как «Павильон Армиды» (музыка Н.Н.Черепнина), «Клеопатра» (на музыку А.С.Аренского и других русских композиторов) и дивертисмент «Пир»; огромным успехом пользовалось в его исполнении па де де из «Спящей красавицы» Чайковского; в 1910 он блистал в «Жизели», балетах Фокина «Карнавал» и «Шахерезада».

Павлова Анна Павловна

Родилась в Петербурге в 1881 году. По поводу года рожде­ния Павловой имеются различные сведения, но эта дата, по-видимому, наиболее достоверна. Одно время в некоторых справочниках, в том числе и в Британской энциклопедии, указывался 1885 год. В иных источниках фигурирует 1882 год. Еще больше расхождений имеется по поводу дня ее рождения. А. Чужой в «Энциклопедии танца» дает 3 января.

1891 Принята в Императорскую балетную школу в Петербурге. Ее первые учителя: Павел Гердт, Христиан Иогансон, Николай Легат, Евгения Соколова.

Контакты

Создание сайта: Web-cтудия "ComBF"

Publish modules to the "offcanvas" position.