энциклопедия балета критика Новости культуры Интервью Галерея

 

 



Главная > Балетные спектакли > Дон Кихот

Дон Кихот.

Балет в четырех действиях

Автор либретто и балетмейстер М. Петипа.

Первое представление: Москва, Большой театр,

14 декабря 1862 г.

Действующие лица

Дон Кихот. Санчо Панса. Китри, дочь Лоренцо. Жуанитта, торгующая опахалами. Пикилья, торгующая фруктами. Базиль, цирюльник, влюбленный в Китри. Дульцинея. Гамаш, богатый землевладелец. Лоренцо, трактирщик. Жена Лоренцо.

Караско, бакалавр. Жуанна, племянница Дон Кихота.

Алькальд. Альгвасил. Гвереро и Нунец, пикадоры. Король,

Королева, Принцесса, Грациозо, Придворный Шут, Черт, актер,

представляющий марионеток, цыгане, цыганки — труппа странствующих комедиантов. Граждане, гражданки, вельможи, погонщики мулов, лакеи, музыканты, нищие, водовозы, слуги,

поваренки.

Действие первое. Картина первая.

Театр представляет жилище Дон Кихота. Слева — буфет, наполненный посудой, и окно на улицу. В глубине сцены — входная дверь, которая сообщается с коридором, библиотека и окно. На сцене — столы, стулья, кресла и пр.

Караско и госпожа Жуана приколачивают на дверцы шкафа обои, скрывая за ними библиотеку. С левой стороны входит Дон Кихот; в одной руке он держит шпагу, в другой — книгу о рыцарских похождениях. Сеньор дочитывает последние страницы. Он подвигается вперед, постоянно останавливаясь, и различными жестами выражает, что чтение произвело на него сильное впечатление: то прикладывает руку к сердцу, то отчаянно машет шпагой, то снова с любовью прижимает книгу к груди. Таким образом он обходит всю комнату, не заметив Караско и Жуанны.

Наконец подходит к библиотеке, не отрывая глаз от книги; Дон Кихот машинально хочет отворить дверцу шкафа, но, не находя ее, он отскакивает в изумлении, затем снова приступает к поискам. С ужасом он озирается кругом; не найдя помощи у Жуанна и Караско, Дон Кихот приходит к мнению, что это проделки злого волшебника!

Караско и Жуанна уходят. Оставшись один, Дон Кихот садится в большое кресло и снова углубляется в чтение. Воображение его наполняется романтическими приключениями, сражениями, любовными похождениями, волшебством и пр. В это время сцена наполняется фантастическими видениями, представляющимися его расстроенному воображению. Ему приходит в голову мысль, что ему дано иное призвание – стать странствующим рыцарем, карать зло и быть защитником добродетели. Выбор дамы сердца остановился на молодой крестьянке. Так как крестьянка эта называлась простонародным именем Алдонизы, а дама его сердца должна быть непременно знатною особой, он дает ей более звучное имя — Дульцинея. Видения и призраки исчезают.

Подобно урагану в окно влетает Санчо Панса с пустою торбою в руках, которою он отмахивается направо и налево. Следом за ним, через окно и в двери, вбегают несколько женщин, нападающих на Санчо, с метлами в руках. Санчо отчаянно отбивается. При виде этой сцены нападения Дон Кихот вырывает метлу у одной из женщин, вооружается ею наподобие пики, укрощает рассерженных работниц и принимает Санчо под свое покровительство. Санчо соглашается следовать за благородным сеньором. Дон Кихот достает из шкафа заржавленные и сломанные рыцарские доспехи. Ради испытания прочности железа он со всего размаха ударяет по шлему шпагой. Шлем разваливается. Но удивление его было не долгим, Дон Кихот вновь посчитал, что это волшебные проделки. При этом он замечает стоящую на столе бритвенницу на манер блюда с углублением, схватывает ее и надевает на голову.

Санчо не может удержаться от смеха.

Им пора в путь. Одев старые доспехи, больше похожие на сковородки и кастрюли, друзья седлают коня Росинанта, осла и отправляются в дорогу.

Картина вторая.

Площадь в Барселоне; в глубине, слева, большая улица, справа — пристань. Справа — гостиница Лоренцо с большим балконом, украшенным цветочными гирляндами. У входа в гостиницу — скамья; в углублении — лавочка с апельсинами и другими фруктами, принадлежащая Пикилье. Слева — дом богатого Гамаша, около которого стоит стол Жуанитты; на нем разложены бумажные опахала и зонтики. Картина очень оживленная, по стене прогуливаются горожане. Жуанитта и Пикилья за своими столиками с нетерпением ожидают прихода своих возлюбленных — знаменитого Гвереро и храброго Нунеца.

У дверей гостиницы показывается ее хозяин Лоренцо, снимает свой фартук. Жена подает ему шляпу, напоминает о любви их дочери Китри к Базилю. Лоренцо и слышать не хочет о Базиле, решив отдать руку своей дочери богатому Гамашу; он показывает на жилище Гамаша, куда и направляет свои стопы.

Вбегает Китри. Она старается отгадать причину визита отца к Гамашу; подозрения закрадываются в ее голову, и она делается печальной, но вскоре принимает свой обычный веселый вид, старается рассеяться, танцуя с опахалом в руке.

Влюбленный в нее Базиль подкрадывается потихоньку и вырывает опахало. Удивленная Китри выражает неудовольствие и убегает от него. Базиль, не обращая на это внимания, привязывает опахало к гитаре и начинает наигрывать ее любимые мотивы. При первых звуках Китри делается веселее, обнимает Базиля, и они начинают национальный танец. В этом занятии их застает возвращающийся Лоренцо. Старик грубо приказывает Базилю немедленно удалиться, запрещая ему даже говорить с его дочерью. Влюбленные умоляют дать им разрешение на брак; но Лоренцо неумолим, он строго приказывает дочери отправиться домой; Базилю же положительно запрещает показываться в его доме. Базиль в отчаянии удаляется.

В это время входит Гамаш; заметив его, Лоренцо заставляя Китри улыбаться своему жениху и приседать. Гамаш отвечает на поклоны с некоторой напыщенностью и сознанием собственного достоинства. Он садится и не спускает глаз с Китри. Гамаш, в совершенном от нее восторге, указывает Лоренцо на дом, который он дарит в приданое своей невесте. Довольный выгодной сделкой, Лоренцо потирает руки от удовольствия и приглашает к себе.

Сцена наполняется народом: сначала показываются мальчишки, потом мужчины и женщины с кастаньетами и тамбуринами; продавцы воды перебегают от кадрили к кадрили, предлагая свой товар. В окнах и на балконах в домах показываются женщины, бросающие цветы в народ. Жуанитта и Пикилья, со своей стороны, вполне счастливы при виде своих возлюбленных — пикадоров, идущих во главе шествия.

Общий национальный танец, после которых пикадоры затевают ссору с бандерильеро и угощают друг друга кулаками; ссора доходит до того, что даже ножи пускают в ход. Во время общего смятения среди хаоса внезапно показывается Дон Кихот, держа пику наперевес. Он воображает себя в неприятельском лагере и приказывает толпе положить оружие и смириться.

Спокойствие восстанавливается, и все спешат подойти к Дон Кихоту с низким поклоном, втихомолку подсмеиваясь, принимая его за сумасшедшего. Довольный собой, Дон Кихот приказывает своему стремянному Санчо трубить в рог, чтоб возвестить об их прибытии хозяевам гостиницы.

Выходит трактирщик Лоренцо, которого Дон Кихот принимает за владетельного принца, проживающего в замке. Скрестив руки на груди, сеньор становится на колени и приветствует мнимого принца. Обезумевший от радости Лоренцо принимает эти приветствия за чистую монету; он приподнимает Дон Кихота и приглашает к столу.

Девушки насмехаются над Санчо, заигрывают с ним и просят поиграть с ними в жмурки. Санчо завязывает глаза, и с ним начинается целый ряд комических приключений и столкновений. Заметив невежливое обращение играющих со своим другом, Дон Кихот встает из-за стола, вооружается вилкой вместо пики, схватывает тарелку, которая заменяет ему щит, бросается на толпу и освобождает своего друга. Народ преклоняется перед сумасшедшим сеньором, который с торжеством снова возвращается к столу. Танцы возобновляются. Во время общего веселья Китри незаметно подходит к Базилю, и они дают друг другу клятву в вечной любви. По окончании танцев Дон Кихот садится на своего Росинанта, а Санчо — на осла; они благодарят за гостеприимство, спеша на новые подвиги и приключения.

Толпа желает им благополучного пути и успеха в предстоящих битвах.

Действие второе. Картина третья.

Поляна; вдали виднеются мельницы, справа и слева — проезжая дорога. Кустарники, холми груды камней, пещера, вход в которую зарос растениями.

Привал труппы странствующих костюмированных комедиантов. Король, Королева, Принцесса, Грациозо, Придворный Шут, весь обвешанный бубенчиками. Цыгане, цыганки, Чёрт, актер, представляющий марионеток, и прочие. Все они лежат, развалившись, у пещеры, вокруг костра. У самого входа в пещеру воткнуто древко с флагом, на котором надпись: «Труппа знаменитого Анджело исполнит комедию "Коварный", в которой объясняется, как витязь дон Гайфе-рос освобождает свою супругу Мелитандру, находящуюся в плену у мавров».

В это время показывается Китри, одетая в костюм молодого испанца. Не желая стать женою Гамаша, она убежала из дому. С боязнью приближается она к пестрой группе комедиантов, которые окружают ее, расспрашивая, кто она такая. Сконфуженная Китри объясняет, что она заблудилась. Импресарио труппы тотчас смекает, что пришелец принадлежит к прекрасному полу, и, не желая упустить случая пополнить свой персонал, просит Китри принять участие в представлении, которое он намерен дать в соседней деревне. Бедную девушку против ее желания увлекают в пещеру и заставляют нарядиться в костюм танцовщицы.

Появляются Дон Кихот и Санчо; первый — с пикой в руках, второй тащит громадный бич, мех с вином и куль с провизией. Увидев комедиантов, Дон Кихот поражен: он объясняет Санчо, что они видят перед собой самого великого короля с его блестящей свитой. Санчо, со своей стороны, поражен видом кипящего котла; он подбирается к нему, подымает крышку и с жадностью вдыхает аромат кушанья. Дон Кихот делает почтительный поклон Королю и Королеве. Комедианты тотчас же догадываются, что имеют дело с сумасшедшим, решают одурачить его и тем заработать лишнюю деньгу. Король приглашает их присоединиться к просмотру спектакля.

Комедианты представляют разнообразный дивертисмент из танцев. После того дают представление марионеток. Движущиеся куклы разыгрывают пьесу, в которой Мелизандр жестоко обходится с одной из своих пленниц, женой знатного дона Гайфероса. Дон Кихот принимает игру марионеток за действительность, он рубит направо и налево так, что миниатюрный театр превращается в развалины, декорации и куклы все поломаны. В это время на небосклоне всходит луна в виде женской головы, напомнившей Дон Кихоту портрет грустной Дульцинеи. Дон Кихот счастлив видеть лик своей возлюбленной. Но луна исчезает в облаках, и ему начинает казаться, что великаны (ветряные мельницы) пытаются напасть на Дульсинею. Дон Кихот не обращает внимания на возражения Санчо, он берет пику наперевес и атакует вертящуюся мельницу. Одно крыло захватывает сеньора и начинает его быстро вертеть по воздуху; другое крыло отбрасывает Санчо, кинувшегося на выручку своему господину.

Комедианты обступают рыцаря, требуя у него уплаты за поломанные марионетки. Пользуясь общей суматохой, Китри убегает. Едва успела она скрыться, как появляются Гамаш и Лоренцо в сопровождении слуг. Они отыскивают Китри и спрашивают о ней у комедиантов, которые отвечают, что ни одна девушка за это время не проходила по дороге. Они продолжают путь.

Картина четвертая.

Большая зала в гостинице. В углублении — входная дверь; справа — дверь во внутренние комнаты, слева — дверь в сад. Столы, скамьи и прочее.

По случаю праздника в гостинице собираются крестьяне, погонщики мулов. У мужчин верхняя одежда висит на руках, женщины входят с цветами, букетами и миртовыми ветками. Прежде чем приступить к церемонии праздника, трактирщик и служанка, по требованию погонщиков, приносят бутылки с вином; начинают пляску под звуки кастаньет, сопровождаемую чоканьем стаканов. В самый разгар общего веселья вбегает Китри и умоляет присутствующих дать ей пристанище, спрятать от преследования Гамаша и Лоренцо. Ее узнает Жуанитта. Она с подругами придумывают спасения Китри; девушки засыпают беглянку цветами и букетами, чтобы скрыть ее присутствие. Некоторые девушки окружают этот импровизированный цветник, служащий убежищем для Китри; другие же продолжают танцевать или же делают вид, будто плетут венки и гирлянды.

Входят Гамаш и Лоренцо, которые спрашивают у трактирщика, не видел ли он молодую девушку-путешественницу; получив отрицательный ответ, восторгаются грациозными и соблазнительными танцами Жуанитты. Гамаш дарит ей золотую монету и в благодарность получает букет из рук молодой девушки. После танцев Гамаш в сопровождении Лоренцо удаляется. Тогда хорошенькая Китри выходит из цветника. Все радуются ее избавлению от преследования Гамаша, поздравляют с успехом и пьют за ее здоровье.

По просьбе присутствующих Китри также принимает участие в празднике и танцует. После ее танцев все собираются уходить, за толпою следует и Китри. Но внезапно отворяется средняя дверь, в нее быстро вбегают Лоренцо и Гамаш; они увлекают с собой испуганную и застигнутую врасплох бедную Китри.

Действие третье. Картина пятая.

Дикий лес, кругом большие деревья, справа — громадный дуб.

Входят Дон Кихот и Санчо, они утомлены. Санчо садится у дерева и засыпает. Дон Кихот тоже садится и мечтает о заколдованном двореце, где он сможет взглянуть на свою Дульцинею... Он засыпает, ему снится сон.

Картина шестая.

Дон Кихоту представляется, что он окружен препятствиями, мешающими достигнуть Дульцинеи. Он храбро углубляется в лесную чащу. Целая армия лесных кактусов преграждает ему дорогу. Выдержав нападение и одержав победу, он снова продолжает путь. Новые препятствия — кустарники — срастаются и образуют непроходимый барьер. Вместо цветов на деревьях показываются совиные глаза; шипы и колючки превращаются в громадные клыки и причудливые рога... Дон Кихот храбро раздвигает кусты, которые внезапно исчезают, и его расстроенному воображению представляется гигантской величины паук, свивший гигантских размеров паутину. Рыцарь сначала останавливается в испуге, но и тут остается победителем — он закалывает паука и рассекает паутину.

Картина седьмая.

Ход в лесную чащу свободен. Открывается великолепный сад, где отдыхает прекрасная Дульцинея, окруженная своими прислужницами. При виде приближающегося Дон Кихота женщины машут ветками, а Дульцинея приподнимается с ложа, подходит к храброму рыцарю и венчает его лавровым венком. Наконец лес и все видения исчезают. Дон Кихот просыпается, воображая себя около Дульцинеи, и спросонья обнимает своего слугу Санчо.

Действие четвертое. Картина восьмая.

Замок и парк богача Гамаша. Слева на пригорке виден лес; справа и слева — буфеты с закусками. Приближается свадебная процессия Гамаша и Китри. Раздаются звуки труб, флейт, тамбуринов и пр. В это время с горы из лесу спускаются Дон Кихот и Санчо. Появляются разнообразные группы танцующих; двенадцать юношей с рапирами, несколько девушек с гирляндами. Шествие замыкается Гамашем и Китри, которые входят в сопровождении их родственников, алькальда и других приглашенных на свадьбу гостей. Все занимают места, алькальд подает жезлом знак к молчанию. В это время появляется неизвестный юноша в черном плаще с пунцовыми лентами; в руке у него длинная трость, на голове печальный венок. Все узнают в незнакомце влюбленного в Китри красавца Базиля. Бледный и задумчивый, он останавливается перед молодыми, укоряет Китри в неверности. При этом он втыкает в землю свою трость с острым наконечником, быстро вынимает из трости шпагу и кидается на острие, которое пронзает его и выходит в спине. Он, обессилев, падает на землю. Все окружают раненого, Дон Кихот берет его под руки и выражает при этом свое уважение к геройскому поступку молодого человека.

В предсмертной агонии Базиль умоляет, чтобы его хотя бы перед смертью соединили браком с Китри. Лоренцо колеблется, Китри рыдает, и один только Гамаш не соглашается на мольбы умирающего. Но Дон Кихот объясняет, что Базиль безнадежен, и только поэтому Гамаш соглашается исполнить желание несчастного.

Приблизившись к Базилю, алькальд соединяет его руку с рукою Китри и благословляет их.

Вдруг, к общему изумлению всех присутствующих, умирающий воскресает и вскакивает с земли! Все это была одна только ловко разыгранная и всех одурачившая комедия.

Китри совсем не в обиде на своего возлюбленного. Гамаш вне себя, требует немедленного удовлетворения за нанесенное ему оскорбление, выхватывает шпагу, желая сразиться с Базилем, но Дон Кихот, держа пику наперевес, бросается в толпу, разнимая ссорящихся противников.

После некоторого размышления Гамаш приходит к мысли, что брак его с девушкой, которая любит другого, был бы для него несчастьем, и поэтому он не противится более соединению двух любящих сердец. Он успокаивается и приказывает продолжать праздник по случаю свадьбы Китри с Базилем. По окончании празднества все присутствующие окружают Дон Кихота и Санчо, машут шляпами и славят рыцаря за его подвиги и победы.





 

АфишаДекабрь - 2018
<< >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
 

НОВОСТИ

Архив новостей

подписка на новости


15.05.2010
Выставка открывается к Международному дню танца и посвящена году Франции в России.
На выставке представлены живописные полотна, выполненные на тему балета. Все работы, написанные с натуры, являются эскизами к жанровым композициям.


10.03.2010
К 50-летию со дня рождения и 32-летию творческой деятельности замечательного классического танцовщика, народного артиста Бурятии Вячеслава Васильева.


27.01.2010
Ко дню рождения легенды бурятского балета


02.06.2009


29.04.2009
5 июня 2009 года центр танца "ГРАНДБАЛЕТ" проводит благотворительный концерт "Еще на бис!", который направлен на привлечение внимания общественности к сложному положению ветеранов Большого театра. Эти артисты, которые в свое время прославили Большой театр


30.03.2009
На сцене Государственного Кремлевского Дворца состоялась премьера балета «Снегурочка», представленная труппой театра «Кремлевский балет».


11.03.2009


11.03.2009
25 и 26 марта 2009 года в Государственном Кремлевском Дворце состоится премьера спектакля «Снегурочка»




13/10/2008


10.10.2008
8 октября спектаклем «Пиковая дама» под управлением Валерия Гергиева
завершились гастроли Мариинского театра в Берлине, приуроченные к
225-летию театра


02.09.2008
Со 2 по 19 октября в США (Чикаго, Коста Меса, Беркли) пройдут гастроли балета Мариинского театра, приуроченные к 225-летию театра, которое отмечается в 2008 году.